Стрижки

Воспитание усидчивости. Отвечаем на вопрос — как развить у ребенка усидчивость и внимательность Развиваем усидчивость и внимание

Воспитание усидчивости. Отвечаем на вопрос — как развить у ребенка усидчивость и внимательность Развиваем усидчивость и внимание

Родителей часто интересует вопрос, как научить ребёнка быть усидчивым и внимательным. Одни дети уже в два года могут подолгу играть в любимые игрушки, другие же не могут дождаться, пока мама слепит куличик в песочнице, и уже бегут играть в машинку. Чтобы понять, как помочь ребёнку научиться управлять собственным вниманием, нужно знать и учитывать возрастные особенности детей. Часто родители сталкиваются с проблемой неусидчивости у ребёнка в старшем дошкольном-младшем школьном возрасте. В статье мы рассмотрим, как справиться с подобной проблемой у детей разных возрастов. Рождаясь, ребёнок первое время не может фиксировать взгляд на объекте. Постепенно у него формируется привязанность к маме, которая заботится о нем. Именно на лице мамы, как правило, впервые фокусируется взгляд малыша. Подрастая, ребёнок научается следить за движущимися предметами и людьми, брать вещи в руки,подолгу рассматривает их. Так развивается внимание ребёнка. Ему становится интересно взаимодействовать с миром, особенно когда появляется возможность самостоятельно ползать и ходить. Ребёнку уже интересны мячи, игрушки, которые можно толкать, катить перед собой, следить за результатом своих действий с ними (неваляшка, музыкальные игрушки). Особенность детского внимания – в его неустойчивости. Ребёнка очень легко отвлечь, переключить на что то другое. Внимание ребёнка привлекают яркие, звучащие игрушки, а также игрушки, дающие различные тактильные ощущения. Для маленького ребёнка это нормальная ситуация – быстро переключаться с одного занятия на другое, легко начинать новую игру. Так дети познают многообразие мира, знакомятся с предметами, людьми, ощущениями. Но задача родителей – мягко и ненавязчиво, в игровой форме формировать у ребёнка усидчивость, способность доводить начатое дело или игру до конца, быть внимательным в своих действиях. Ведь так часто перед первоклассниками встаёт проблема, что ещё вчера они беззаботно играли, а сегодня не могут сосредоточиться и высидеть длинный урок. В силах каждого родителя помочь своему малышу сформировать усидчивость и внимательность к школьному возрасту, при этом не перегружая ребёнка и давая ему возможность получать удовольствие от игры. Что же для этого нужно? В первую очередь, важен личный пример родителей. Нужно быть последовательными в своих словах и поступках, доводить начатое до конца, выполнять обещания. Ведь родитель для ребёнка – первый и самый главный пример для подражания. Очень важно сформировать и соблюдать режим дня, выполняя одни и те же действия в определённое время. Ребёнок должен ощущать, что основные моменты режима не подлежат сомнениям и обсуждениям (время подъёма утром, дневного сна, время еды, игр, прогулок, вечернего укладывания спать). Нужно выработать такой режим, который будет удобен родителям и малышу, и позволит всем членам семьи чувствовать себя комфортно. Ребёнок, таким образом, заранее будет знать, что его ждёт в течение дня, и его энергия будет идти по верному пути, не расходуясь на лишние капризы и споры с родителями. Чтобы научить ребёнка быть усидчивым, нужно много разговаривать с ним с самого раннего детства. Дети, хорошо вспринимающие речь взрослого, лучше понимают цель любых действий, и их внимание легче направить. Если Вы замечаете, что ребёнку трудно даже короткое время сосредоточиться на игре, нужно рассказать ему перед началом игры, что вы хотите сделать. Например, покормить мишку. Постарайтесь сделать так, чтобы игра привлекала ребёнка, и своим участием развивайте сюжет, придумайте историю. Не просто кормите мишку ложкой, а сходите вместе на кухню, возьмите немного макарон, насыпьте в миску. «Сварите» еду, пусть ребёнок делает сам всё, что он уже умеет. Одно действие сменяет другое, не успевая надоесть ребёнку. В конце игры попросите помочь ребёнка убрать игрушки. Любое действие сопровождайте комментариями и пояснениями. Постепенно ребёнок научится погружаться в игру, его станет сложнее отвлечь посторонними предметами. Есть ещё несколько советов, важных для того, чтобы привить ребёнку усидчивость. Во время игры нужно выключить музыку и телевизор, и игрушек не должно быть слишком много. Для совсем маленьких детей это 2 – 3 игрушки, для детей постарше можно чуть больше. Остальные игрушки можно на время убирать, чередуя и заменяя их периодически. Так ребёнку легче сосредоточить свое внимание и меньше шансов, что он будет сильно отвлекаться. Даже у ребёнка 4-5 лет внимание всё ещё сильно зависит от того, что ему интересно, легко переключается с одного на другое. Но, всё же, ребёнок такого возраста уже может, как правило, сам подолгу играть, в том числе с другими детьми, его захватывает уже сам сюжет игры. Задача родителей в этом возрасте – обеспечить возможность такой игры для ребёнка, тщательно подбирая игрушки, при этом обращая внимание на то, что интересно самому ребёнку. Если дошкольнику или первокласснику очень трудно сосредоточиться на одном занятии, довести дело до конца, нужно помочь ему сформировать такую способность. Очень хорошо развивают усидчивость различные мозаики и паззлы, совместное с родителями творчество (вышивание и бисероплетение для девочек, конструирование и моделирование для мальчиков). Для этой цели подойдут раскраски, лепка из глины и пластилина, - любое занятие, требующее сосредоточения на процессе деятельности. Очень важно, чтобы занятие нравилось ребёнку, нужно также следить, чтобы он не устал и не потерял интерес. Лучше разбить большое дело на много маленьких этапов, завершая каждый из которых, ребёнок будет видеть результат своего труда, получит радость и удовлетворение от сделанного. После занятия нужно приучить ребёнка убирать своё рабочее место, это дисциплинирует и помогает стать более организованным. Если ребёнок неусидчив в школе, следует обратить внимание, сложились ли у него хорошие отношения с учителем, интересна ли ему программа обучения, не слишком ли она сложна для ребёнка. Родителям нужно сформировать у ребёнка интерес к учёбному процессу, не делая акцент на оценках. Чаще обсуждайте с ребёнком, что происходило на занятиях, говорите с ним о том, что они сейчас проходят. Возможно, невнимательность вызвана непониманием материала, и, соответственно, отсутствием интереса к этой теме. Для развития усидчивости и терпеливости полезна также любая помощь по дому, главное при этом – хвалить и благодарить ребёнка за помощь. Важно подкрепить и сохранить у ребёнка желание помогать взрослому, привить ему умение доводить дело до конца, мягко поправляя его ошибки, своим примером показывать правильный способ действий. Помогают развить усидчивость настольные игры, подобранные в соответствии с интересами и возрастом ребёнка. Яркое оформление и увлекательные правила могут привлечь внимание любого ребёнка, но и в настольных играх важно участие, помощь и подсказки родителей. Это нужно для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в процессе игры, погрузиться в него, сформировать правильное отношение к любому новому делу, требующему терпения и внимательности. Обратите внимание на игры «Калаха люкс», «Башня», «Микадо». Самое главное – чаще хвалите своих детей за успехи. Если что-то не получается у них с первого раза, - напомните ребёнку, что важно быть терпеливым, что порой нужно потренироваться, чтобы построить, например, высокую башню из кубиков. Указывайте ребёнку на его достижения, на любой шаг вперёд, формируя таким образом в нём желание и стремление играть, действовать и учиться дальше. Будьте уверенны в том, что Вашему ребёнку по силам стать усидчивым и внимательным, показывайте ему, что вы любите его несмотря ни на что, и Ваша уверенность обязательно передастся ребёнку.

Усидчивость и старание, внимательность школьника – залог его успехов в школе и дальнейшей жизни. Но для того чтобы ребенок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения.

Способность человека контролировать свое поведение, длительно выполнять работу, порой даже трудную и неинтересную, закладывается в раннем детстве и развивается постепенно. Формировать усидчивость, доводить до конечного результата начатое, быть внимательным – это первейшая задача родителей в дошкольный период.

Малышу очень трудно сосредоточиться долго на чем-то одном, его внимание неустойчиво, но это и необходимо для быстрого, всестороннего познания мира. Поэтому, чтобы привлечь его внимание и подольше удержать его, задания должны быть яркими и интересными, все занятия, проводятся в игровой занимательной форме. Можете купить ему карнавальные костюмы для детей и попробовать вместе сыграть какой-нибудь спектакль.

Родители, являющиеся для ребенка непререкаемым авторитетом, должны сами соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют своему малышу: выполнять свои обещания, не совершать опрометчивых поступков, ответственность и последовательность действий. Тогда и ребенок, подражая родителям, с легкостью приобретет эти навыки без особых усилий со стороны мамы и папы.

Очень важно выполнение режима дня, это дисциплинирует ребенка, ведь он прекрасно знает, когда пора кушать, ложиться спать. Малыш не будет тратить энергию на ненужные капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что тоже способствует самоконтролю ребенка.

Во время игры детей с родителями, необходимо стараться, соблюдать последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть малышу. Они должны быть интересными для него, увлекая его в мир игры, и тогда крошка перестанет отвлекаться и полностью погрузиться во взаимодействие с вами.

Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда, похвалите малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать похвалу еще раз и закончить начатое.В момент игры необходимо убрать все возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки. Вообще-то, у ребенка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его внимание: ему хочется поиграть во все, а в результате игры не получается. Лучше оставить несколько любимых, а когда ему надоест с ними играть, заменить на новые.

Выбирая занятия и игры для своего малыша, лучше основываться на его увлечениях, так как интерес — главная составляющая усидчивости в нежном возрасте.Хороший повод дисциплинировать крошку – уборка после игры. Замечательно, если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме. Пусть потом придется все переделывать, зато ребенок сделает все с удовольствием, получит заслуженную похвалу и приучится помогать родителям.

Для развития усидчивости и внимательности в школе в 3, 5, 7, 8 лет используйте виды деятельности, способствующие этому: рисование, лепка, аппликация, вырезание, пазлы, настольные игры, всевозможные конструкторы. Играйте с ребенком, направляйте его, пробуждайте интерес, тогда малыш легче адаптируется к школе, а обязательность и усидчивость станут для него не поводом для упреков, а естественным процессом.

Гиперактивность в раннем детстве в будущем может привести постоянным конфликтам со сверстниками и плохой успеваемости в учебе. Психологи настоятельно рекомендуют с раннего возраста воспитывать в ребенке такое качество как усидчивость. Читайте далее, и вы узнаете, как научить ребенка усидчивости.

Гиперактивность у детишек начинает проявляться с раннего возраста. Как правило, такие детки начинают рано разговаривать, ходить, ползать. Счастливые родители, глядя на свое чадо, не могут нарадоваться, они гордятся первые несколько лет успехами малыша. Однако уже к трем годам они хватаются за голову и понятия не имеют, как заставить кроху посидеть на месте некоторое время.

Основным недостатком гиперактивного малыша считается то, что он не в состоянии более пятнадцати минут провести на одном месте. От этого страдают в первую очередь мамы, поскольку именно они проводят с малышом большую часть времени. Активность ребенка не оставляет времени на хлопоты по дому, приготовление обеда и хобби.

Как только ребенку исполниться годик, его уже можно начинать учить усидчивости. Во время прогулок родители должны разговаривать с ребенком, чтобы он отвлекался как можно меньше, пытаясь сконцентрировать свое внимание на речи мамы и папы.

Со старшими детками необходимо говорить серьезным тоном. Если вы допустите игривые нотки в голосе, ребенок подумает, что вы хотите с ним поиграть, вследствие чего не сможет воспринять речь адекватно. При попытке поиграть в незнакомую игру или почитать новую книжку маме следует объяснить ребенку цель этого занятия, рассказать, какую выгоду он может из него извлечь.

Когда малыш начнет отвлекаться на посторонние предметы или звуки, дайте ему время на отдых, например, организуйте совместное чаепитие. После чего можете вновь вернуться к занятию.

Ниже вашему вниманию представлено несколько практичных советов, которые помогут родителям развить в малыше усидчивость:

. Если малыш уже достиг двухлетнего возраста, попробуйте перевести в произвольный режим его внимание из пассивного. К примеру, прочтите ему сказку, а затем попросите ее пересказать. Обсуждайте с ребенком картинки, игры, мультики.


. Большинство мам и пап не понимают, как развить усидчивость в ребенке в годовалом возрасте, поскольку этот период отличается чрезмерной активностью, кроха пробует сделать первые шаги. Когда вы предлагаете ребенку игрушку, важно не просто вручить ее ему в руки, но и сделать все возможное для того, чтобы ему захотелось подробно ее изучить. Расскажите малышу, где у кошки находится носик, для чего автомобилю колеса, где у льва расположен хвост и т.д.


. Родителям следует принимать активное участие в процессе познания ребенком огромного мира. Важно не просто снабдить свое чадо игрушками, но и рассказать ему об их функциях и предназначении. Старайтесь организовывать игровую деятельность таким образом, чтобы за один раз ребенок находился в окружении небольшого количества игрушек, в идеале их должно быть не более трех. В противном случае внимание малыша будет рассеиваться.


. Когда ребенок достигнет полуторагодовалого возраста, обеспечьте его наличием развивающих игрушек. Отличным решением станут мягкие паззлы - они окажут благотворное влияние на развитие внимания у крохи. Поначалу вам придется помогать ребенку складывать цельную картинку из мелких кусочков, однако уже через некоторое время он научиться делать это самостоятельно.


. Если малыш уже в состоянии держать в ручке карандаш, освойте с ним новые техники рисования и обязательно подарите ему раскраску с его любимыми мультяшными героями.

Мечта родителей – здоровые успешные дети: дошкольники, школьники, студенты. Успешность обучения на всех образовательных этапах зависит от уровня развития внимания ученика. Как развивать внимательность у ребенка в домашних условиях, не прибегая к помощи репетиторов? Достаточно просто даже если ребенок уже перешел за рамки дошкольного детства и достиг возраста 7 – 10 лет.

Психические процессы формируются с рождения и требуют определенного воспитания. Идеально, когда усидчивость и внимание начинают развивать у малыша с первых лет жизни – больше шансов вырастить внимательного, вдумчивого, конкурентоспособного человека. Однако пластичный человеческий мозг дает возможность развиваться и совершенствоваться в любом возрасте.

9 простых способов помогут ребенку стать внимательным и усидчивым. Научат его проявлять волевые усилия, без которых невозможно развитие произвольного внимания. Позволят усовершенствовать способность концентрировать, распределять, переключать, удерживать внимание, положительно повлияют на его объем.

9 простых способов улучшить внимание своего ребенка

Вопросы соответствия уровня развития психических процессов возрастной норме обычно возникают у родителей, чьи дети готовятся к поступлению в школу, или уже являются учениками начального школьного звена.

Как развить внимательность у своего ребенка подскажут 9 простых эффективных способов определяющих условия, при которых произвольное и послепроизвольное внимание развивается и совершенствуется:

1.Диагностика и мониторинг состояния здоровья ребенка

Наличие какого-либо заболевания провоцирует отклонения от нормы физического и психического развития. Обычное ОРЗ может стать причиной рассеянности, невнимательности. Воспаление органов дыхания мешает сосредоточиться не только детям, но и взрослым. Приучайте ребенка укреплять иммунитет доступными способами:

  • закаливание;
  • утренняя гимнастика;
  • физкультура;
  • отсутствие вредных привычек;
  • режим дня;
  • чередование труда и отдыха;
  • регулярное проветривание квартиры.

Для профилактики и лечения заболеваний хорошо помогает дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Выполнение упражнений способствуют активному формированию внимательности.

2.Ежесуточный полноценный 8-часовой сон

Хронический недосып провоцирует утомляемость, увеличивает риск возникновения неврозов, снижает степень устойчивости и концентрации внимания. Избежать неприятностей поможет соблюдение элементарных правил культуры сна:

  • укладывание и подъем в одно и то же время (21 — 22 вечер, 6 — 7 утро);
  • ритуал укладывания (спокойная игра, чтение, беседа, вечерний туалет, пожелание спокойно ночи);
  • не стоит смотреть по вечерам ужастики и страшилки, а также сердито выговаривать какие-либо претензии – ребенку приснятся кошмары;
  • обязательное проветривание спальной комнаты;
  • тишина;
  • темнота;
  • пробуждение под приятные звуки (ласковый голос, спокойная мелодия);
  • не требовать быстрого подъема с кровати – утро для ежедневного приятного пробуждения.

3.Регулярная физическая активность

Движение обеспечивает здоровую жизнедеятельность всему организму, в том числе основному органу высшей нервной деятельности – головному мозгу. Только здоровый мозг дает человеку возможность развиваться в желаемом направлении.

Замечательно, когда детей приучают к выполнению утренней зарядки, жизненно необходимо чтобы ежедневно ребята:

  • гуляли в любую погоду;
  • ходили;
  • бегали;
  • прыгали;
  • играли в подвижные или спортивные игры.

4.Соблюдение режима и сбалансированности питания

Авитаминоз, переедание, недоедание, отсутствие завтрака, поздний ужин ведут к проблемам со здоровьем растущего организма, в результате ребенок становится рассеянным. Отрегулируйте питание, и одной причиной влияющей на успехи в развитии станет больше:

  • обязательный завтрак по утрам;
  • горячий обед;
  • полдник;
  • ужин за 2 часа до укладывания на ночь (во имя спокойного крепкого сна);
  • по возможности все приемы пищи в одно и то же время;
  • соблюдение рекомендаций врачей-диетологов по питанию детей;
  • меньше вкусных вредностей, больше полезных продуктов.

5.Доверительные взаимоотношения

Доброжелательные, доверительные взаимоотношения с ребенком — залог успешности психофизического развития и школьного обучения, гарантия того, что опасный подростковый возраст пройдет без осложнений, а вся дальнейшая жизнь как минимум сложится удачно. Добрые отношения между членами семьи благотворным образом влияют на формирование такой черты личности как внимательность.

6. Занятия между делом

Занятия между делом, по сути представляющие обычное общение между родителями и детьми.Они не требуют дополнительного вложения бюджетных средств, не отнимают драгоценного времени, но являются самым ценным фактором развития, способным сделать мальчишек и девчонок не просто внимательными, умными, но и счастливыми людьми.

Предлагайте детям простые житейские задания, объясняя, что без детской помощи вам трудно справиться:

  • посмотри внимательно и запомни, как бабушка готовит это блюдо, расскажешь вечером. Почему-то у меня оно получается не таким вкусным. Может я что-то забыла и делаю не правильно;
  • прочитай в газете заметку, перескажешь, о чем там написано, пока я готовлю ужин.

Наблюдайте изменения в окружающей природе, они научат вас тому, как развить внимательность у своего ребенка:

  • видишь, какая круглая сегодня луна, а помнишь, какой она была вчера? Форма (растущая, убывающая), цвет, яркость, местоположение спутника – все идет на пользу внимания;
  • растения у дома – они меняются каждый день (стала выше трава, больше листья, изменили окраску с нежно зеленого до темного, сломалась ветка, поник цветок).

Ищите для общения и наблюдения любую мелочь, чем мельче, незаметнее детали тем острее становится детское внимание, развивается наблюдательность, память, мышление.

7. Наличие хобби

Школьник, увлекающийся каким-либо делом не заставляет родственников задаваться вопросом, как развить внимательность у ребенка. Любая конструктивная деятельность развивает внимание, формируют усидчивость. Сосредоточения и устойчивости внимания требуют:

  • рисование;
  • лепка;
  • моделирование;
  • вязание;
  • конструирование;
  • шитьё;
  • вышивание;
  • коллекционирование.

8. Занятия в системе дополнительного образования

Творческие объединения, секции, кружки любой направленности способствуют общему развитию младших и старших школьников, развивают способности, выявляют скрытые таланты. Ребята приходят заниматься по своему желанию, делая самостоятельный выбор в пользу того или иного кружка. Уже одно это увеличивает стремление добиться успеха в выбранном деле.

Стремление к успеху формирует умение ставить цели, реализовывать задачи различной сложности, воспитывает волевые качества личности, отсюда высокий уровень внимания и совершенство комплекса психических процессов, которые не могут развиваться одно без другого. Как развить внимательность у ребенка знают педагоги таких дисциплин как:

9. Обучающие игры с детьми

Игра имеет магические свойства. Она развлекает, притягивает, учит, развивает. У каждого возраста свои игровые пристрастия. В семьях, где дети и родители часто играют вместе, становится меньше проблем с воспитанием и обучением младшего поколения. Для развития внимательности ребенка важно:

  • создать условия для проведения игровых занятий, выполнения уроков (индивидуальное рабочее место, тишина, психологический комфорт, проветренная комната);
  • рабочее место оборудовать с учетом детских пожеланий (в пределах разумного);
  • мотивировать на игру, занятие, обучение, развитие (если ребенку не интересно чем-либо заниматься, или он не понимает, почему и для чего нужно учиться, он не станет сосредотачивать внимание на предмете, скучном задании);
  • выполнять игровой комплекс на формирование всех свойств внимания;
  • поощрять даже за самые незначительные результаты и успехи;
  • не ругать за неудачи;
  • помогать при необходимости;
  • не превышать время занятий: для дошкольников оно составляет 10 — 15 минут, для школьников 20 – 25 минут;
  • обеспечить систематичность занятий.

Соблюдайте эти простые способы, и вопрос как развить внимание у ребенка отпадет сам собой.

Игры на развитие внимания

1. Концентрация внимания

«Найди треугольник». Нарисуйте на листе в клетку в произвольном порядке контуры множества различных геометрических фигур. Предложите ребенку найти все треугольники и закрасить их.

Игру можно усложнить: перед выполнением задания предложите порядок поиска различных фигур, сначала все треугольники найти и закрасить желтым карандашом, затем все овалы – синим цветом, далее прямоугольники – зеленым карандашом, круги – красным, квадраты – коричневым.

2. Распределение внимания

Дайте ребенку сразу два задания – лепить шары, после каждого слепленного предмета перекладывать одну пуговицу из коробки в шкатулку.

Попросите маршировать по периметру комнаты – на каждом повороте топать ногой.

3. Переключение внимания

Как развить внимательность у ребенка? Играть, играть и еще раз играть!

Используйте любую иллюстрацию детской книги. Например, репка. Предложите ребенку положить на каждого персонажа определенные геометрические фигуры: на деда квадрат, бабку — прямоугольник, внучку – треугольник, собаку-круг, кошку – овал, мышку – трапецию.

В следующий раз измените задание – используйте объемные фигуры, иллюстрации природы. Фантазируйте. Предложите придумать аналогичные игры ребенку. Это заставит думать, мыслить, вспоминать и переключать внимание, отыскивая в комнате подходящие предметы.

4. Устойчивость внимания

Пазлы, конструкторы, лабиринты различной сложности помогают удерживать внимание длительное время.

Хорошо тренируют устойчивость внимания рисование по клеточкам, срисовки силуэтных изображений животных, растений, мультяшных героев, автомобилей.

5 Объем внимания

Разложите на столе материалы для конструктивной деятельности, например, пластилин, краски, альбом, цветную бумагу, ножницы, карандаши, ластик. Пусть ребенок закроет глаза, уберите один предмет, спросите что изменилось, затем снова пусть закроет глаза – поменяйте принадлежности местами. Для поддержания интереса в следующий раз возьмите любые другие предметы.

Играйте, придумывайте вместе с детьми свои упражнений, устанавливайте к ним правила постепенно задача, как развить внимание у ребенка будет полностью решена.

Эта тема очень интересная и большая, поэтому поделитесь в комментариях как вы обучаете своих детей внимательности и усидчивости.

Гиперактивность и неусидчивость ребенка зачастую доставляют слишком много хлопот его родителям. Ведь у них нет столько сил и энергии, чтобы уследить за каждым шагом своего маленького шустрого проныры. Подобная ситуация не самым лучшим образом сказывается на эмоциональном, психологическом и физическом состоянии родителей.

А, следовательно, и на отношениях в семье в целом. Ведь на фоне хронической усталости родители становятся более агрессивными, раздражительными и пытаются усмирить свое чересчур активное чадо всеми возможными способами.

Упрекать ребенка в его гиперактивности так же бессмысленно, как и наказывать его за это. При должном подходе и максимальном запасе терпения подобная особенность поведения может быть направлена в более «мирное» русло или со временем просто сведена на нет.

Для того чтобы справиться с чересчур активным ребенком, психологи советуют не ругать его (если только он действительно не сделал что-то предосудительное). Криком и угрозами, как правило, добиться ничего не удастся, кроме обратного результата. В крайнем случае, вы только запугаете своего отпрыска, что повлечет за собой целый ряд дополнительных проблем поведенческого характера.

Прежде всего, постарайтесь понять причины повышенной активности вашего ребенка. Их может быть несколько. И уже в зависимости от первопричины следует выбирать сценарий, по которому вы будете воздействовать на свое чадо.

Причины неусидчивости

Среди главных факторов, из-за которых ребенок не обладает усидчивостью, следует выделить следующие:

  • Ребенок не в состоянии справиться с урегулированием своих моторных функций. В этом случае его активность и неутомимость вызвана не тем, что он хочет досадить взрослому и из-за этого не перестает бегать по комнате, а потому что он просто не может этого сделать самостоятельно.
  • Ваш малыш не может долго концентрироваться на одном и том же действии. Практически все дети не способны подолгу делать что-то одно, это ни для кого не секрет. Но если ваше чадо не в состоянии усидеть даже пяти минут за одним и тем же занятием, а хватается за все подряд без разбору, то в этом случае родителям стоит обратить на это особое внимание.
  • И, наконец, ваш ребенок просто может быть слишком подвижным из-за того, что ему действительно некуда девать энергию, которая плещет через край.

Как бороться с неусидчивостью?

Методы борьбы с неусидчивостью у ребенка зависят от причины, вызывающей такое нарушение поведения.

  • С оздайте ребенку спокойную атмосферу. В случае, когда ребенок не может самостоятельно регулировать свои моторные функции, родителям приходится брать на себя роль «регуляторов». Крайне необходимо составить для такого ребенка режим дня и четко следовать всем его пунктам. Если вы договорились, что в 8 часов вечера вы его купаете, читаете на ночь сказку, и он засыпает, значит, так оно и должно быть. Никаких «но», «уважительных причин» и «пяти минуточек». Режим есть режим.

Создайте для своего гиперактивного чада гиперпредсказуемый микромир. Все вещи должны быть на своих местах, все должно быть предсказуемо, просто и понятно. На любую ситуацию, которая выходит за рамки понимания вашего малыша, он будет реагировать бесполезной суетой – криками, бегом, топаньем ножками.

Поэтому, если ваш ребенок проявляет слишком большую активность не по делу, значит, он чем-то напуган, взволнован или раздражен. Он просто пока не может по-другому выражать свои эмоции.

Для того чтобы по максимуму упорядочить микромир вашего малыша, недостаточно только одного порядка в доме и определенного алгоритма действий перед сном. Для него должно быть создано как можно большее количество ритуалов.

Во-первых, это может быть интересно и самому малышу, особенно если облечь эти ритуалы в какую-нибудь игровую или сказочную форму. Во-вторых, ритуалы создают максимально жесткий режим дня, от которого при правильном его построении ребенок сам не захочет отклоняться.

  • Проводите с ребенком индивидуальные занятия, концентрирующие внимание . В случае, когда ребенок не может сконцентрировать внимание на чем-то определенном, родителям следует насторожиться. Невнимательность же проявляется по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Причина того, что ребенок не желает участвовать в играх или занятиях с другими детьми, может крыться в следующем: малыш просто не в состоянии уследить за всем и сразу, не может выполнить тех заданий, которые от него требуют. Хотя дома может делать все то же самое и с большим удовольствием.

Дело в том, что на занятиях педагоги пытаются унифицировать задания, чтобы все делали одно и то же действие. А малышу в этот момент совершенно не хочется, к примеру, лепить из пластилина кошечку, он лучше посидит в уголочке и полистает картинки в интересной книжке.

Есть также и другая сторона этой медали. Ребенок участвует в занятиях с остальными детьми, но постоянно им мешает, отвлекает, донимает разговорами, задирается или дразниться. Опытные педагоги, подметив такое поведение ребенка, чаще всего отвлекают его на какие-то более полезные занятия.

Скажем, вместо того, чтобы лепить ту же самую пластилиновую кошечку, его просят принести что-либо, полить цветы, помочь в чем-то или куда-то сходить. Как правило, такая модель поведения взрослого в полной мере оправдывает себя по отношению к гиперактивным детям, не способным концентрироваться на чем-то одном.

Родителям психологи советуют, прежде всего, не отдавать своих гиперактивных чад в детские группы, построенные по школьному типу, где дети все вместе сидят за партами и делают одно задание на всех. По крайней мере, до 6-ти лет гиперактивным детям точно нечего делать на подобных занятиях.

Если же ситуация вокруг вашего непослушного, задиристого и слишком активного чада начинает чересчур накаляться из-за его поведения, которое не вписывается в рамки детского коллектива, не стоит ждать, пока вас попросят больше не приходить. В этом случае лучше уйти самостоятельно.

Дело только в том, как вы объясните это вашему малышу. Не стоит говорить ему, что он плохо себя вел, и поэтому вам нужно теперь искать для него новый детский садик или новую секцию. Просто скажите, что предыдущий коллектив для него не подходил, поэтому нужно искать такой, который был бы как раз для него.

Если же вы решили проводить занятия с ребенком самостоятельно, помните, что данные занятия должны проходить на одном дыхании по заранее подготовленным материалам и без задержек. Потому как по времени они будут очень короткими.

Внимание ребенка будет сконцентрировано на том, что вы от него требуете от силы 5 пять. И, если за эти 5 минут вы сами отвлечетесь на поиск какого-то материала или же на обдумывание следующего задания, можете считать, что занятие окончено – внимание ребенка будет потеряно.

  • Запишите ребенка в спортивную секцию. Если же ваш ребенок просто не может усидеть на месте, направьте его подвижность в «мирное» русло. Отдайте его в спортивную секцию или какой-либо другой кружок, занятия на котором будут сопряжены с постоянной физической нагрузкой и непрерывной деятельностью.

Однако отдавать малыша в какие-либо секции нужно исключительно с его согласия. Потому как без особого желания со стороны ребенка никакого положительного результата они не принесут. Ребенок будет «отлынивать» от занятий, отказываться их посещать. А принуждение к посещению нелюбимой секции в будущем может привести к совершенно непредсказуемым результатам. Ребенку должно нравиться абсолютно все, начиная от вида спорта и заканчивая тренером.