Проблемы

Родительское собрание учись учиться. Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе

Родительское собрание учись учиться. Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе
Родительское собрание

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться, 1 класс
В 1 класс пришли дети с разным уровнем подготовки, у каждого ребенка свой темп развития, свой уровень усвоения знаний, разная познавательная активность.

Успешность в учебе определяется трудолюбием ученика, желанием учиться, его способностями, отношениями в семье, в коллективе и т.д. Но самое главное – это учет состояния здоровья ребенка, особенностей его высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей работоспособности.

В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно все объяснить, другие любят дойти до всего сами, один тянет руку, даже если не знает, другой знает, но молчит, у одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно.

Главный вопрос, который волнует всех родителей: Как помочь ребенку хорошо учиться?

Соблюдение режима дня помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению здоровья, защищает его нервную систему от переутомления.

При планировании учебной работы ребенка и других его обязанностей по дому родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Конечно, иногда приходится просить ребенка в чем-то помочь. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок. (например, ребенок сел за уроки – его посылают срочно в магазин; читает книгу – просят поиграть с младшим братом).

В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче переключаются с одного дела на другое, а медлительные испытывают трудности. Младшие школьники в Вислу своих возрастных особенностей не умеют быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, ссора, грубость.

Довольно часто отдельные учащиеся (4 человека без фамилий) приходят в школу с опоздание на первый урок, раздеваются, впопыхах готовятся к уроку, который уже начался. Хотя ребенок за 10-15 минут до урока должен быть в школе.

Другая группа учащихся на 1-2 уроках сладко зевают, вялые, быстро утомляются, не включаются в работу по первому требованию, необходимо 2-3 раза повторить задание или вопрос, они все пропускают мимо ушей, делают много ошибок, пропускают буквы. На перемене один мальчик подошел и спрашивает: «Ю.Л., а вы смотрели вчера фильм?» Я теряю дар речи, так как этот фильм закончился около 24.00, да и содержание далеко не детское. Поверьте, такие случаи есть в нашем классе.

Выполнение д/з многие родители откладывают на поздний вечер. Оптимальным является период с 15.00 до 16.00 часов. Если ребенок делает уроки в 18.00-19.00 часов или еще позже, то такая работа малоэффективна и очень утомительна, так как это время резкого снижения работоспособности. Вот и сидит бедный ребенок с мамой, переписывая с черновика на чистовик с новыми ошибками.

Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных (период врабатывания), затем переходить к наиболее сложному.

Родители должны контролировать выполнение д/з.

Прежде всего важно проверить сам факт выполнения д/з. а затем просмотреть и правильность его выполнения. Если заметили ошибку – не торопитесь на нее указывать. Нужно приучать детей к самоконтролю. Предложите еще раз перечитать, пересчитать и самостоятельно найти ошибку.

К сожалению некоторые родители заводят черновики. Ребенок поневоле вынужден несколько раз переписывать д/з. Этим мы не приучим детей к аккуратности и самоконтролю. Выполнять д/з нужно сразу на чистовик, но предварительно все разобрать с ребенком, настроить его на серьезную, внимательную работу. После этого стоит оставить его одного, не забывая ограничить его во времени: Я через 15 минут приду, а ты должен записать весь текст красиво, аккуратно, правильно!

Настоятельно прошу изъять у детей ластики, штрихи, а также ручки в комплекте с ластиками (1 человек). Имея такую ручку, ребенок не пытается быть внимательным, не старается писать без ошибок, так как знает, что всегда может воспользоваться ластиком и написать снова. Вы тем самым сами приучаете детей к небрежности, неаккуратности: зачем ему стараться, когда всегда под рукой ластик? Я учу детей аккуратно карандашом зачеркнуть неправильную букву или цифру и сверху написать правильную (но никогда не писать правильный ответ поверх неверного – получается грязь).

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключиться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял, поспал и только после этого сел за уроки.

Не все дети одинаково развиваются, некоторые слабо усваивают учебный материал. Это будет преодолено со временем. Но некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребенком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, они начинают кричать на ребенка, называть его тупицей или другими словами. В результате дело идет еще хуже, ребенок начинает ненавидеть учение и школу, как виновницу своих неудач.

Другая крайность – когда родители вообще не проверяют выполнение д/з ребенком, не пытаются даже настроить его на внимательность, аккуратность, серьезность. В результате домашние работы у этих ребят (3-4 человека) выполнены хуже, чем в классе, хотя дома условия лучше, никто не торопит, не отвлекает.

Я не призываю вас вникать в учебный материал, который мы изучаем. Многим из вас эти знания кажутся ненужными, непонятными. Но я еще раз повторяю: если вы чего-то не понимаете, то не значит, что это не имеет место быть. В таком случае побеседуйте с ребенком, скажите, что вы чего-то не знаете, пусть он сам попытается вам объяснить, как он понимает. Пусть выполнит задание самостоятельно, но докажет, что он прав. Не стоит навязывать ребенку свое мнение (например, девочка говорит: «Мама сказала, что звук й гласный». Когда мы с ней еще раз проанализировали работу речевого аппарата при произношении этого звука, то ребенок все равно твердит: А мама говорит, что гласный). Такими высказываниями вы подрываете авторитет учителя, пытаетесь найти что-то неверное в моих словах, путаете ребенка.

Часто выполнение д/з затягивается на несколько часов. Один мальчик говорит: «Я вчера весь вечер делал д/з». Другие дети удивляются: «Почему? Все было легко!»

Прежде всего это происходит потому, что у некоторых детей еще не сформированы навыки самостоятельной работы. Даже на уроке видно, как отдельные учащиеся не способны сосредоточиться на выполнении задания: их отвлекает любой шум, разговор, вопрос, звуки за окном. Эти дети допускают много ошибок, пропускают буквы, много исправлений, не успевают за остальными учащимися класса. Недопустимо, чтобы во время выполнения д/з работал телевизор, играл магнитофон. Желательно оставить ребенка одного в комнате, убрать подальше его игрушки, не заходить в комнату, пока он не закончит работу, ограничивать во времени, делать перерывы через 30 минут работы, так как максимальная продолжительность работы младшего школьника 30 минут, а у отдельных учащихся и того меньше 10-15 минут.

Хочу здесь отметить детей, которые научены работать самостоятельно, аккуратно, сосредоточенно, быстро, без дополнительных вопросов и пояснений (Жеребцов М., Карпова В., Курмангалеева А., Панасенко Н., Раскевич В.,Сухова С., Кильдюшева В.). Другая группа детей способны работать без ошибок, но успевают переговариваться, вертеться, заглядывать в чужие тетради (Зайцева А., Ярыгин А., Балан А., Ершов И.). Остальным учащимся нужно тренировать сосредоточенность, внимательность, усидчивость, аккуратность.

Я призываю вас к терпению. Доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении. Когда ребенок приходит домой после школы, обязательно спросите, что нового он узнал, что делали на уроке, кто его друзья. Если ребенок начинает жаловаться на других детей, на учителя, который его не спросил, рассказывает о поведении другого ребенка, то прервите его, не поощряйте жалобы и ябедничество. Чаще всего жалуются дети, которые сами имеют проблемы в поведении, те, кто получают замечания сами. У нас в классе всегда мальчики цепляют или обзывают двух девочек, которые постоянно мне жалуются на это. Я спрашиваю их, почему не трогают других девочек? Просто другие девчонки не реагируют так на поведение мальчиков, поэтому у них нет интереса к ним задираться. Прежде, чем жаловаться на кого-то, нужно посмотреть на свое поведение со стороны.

А если ребенок расскажет вам о своих неудачах, ошибках, то успокойте его, сказав, что все люди ошибаются, что мы на ошибках учимся. Вместе мы разберемся в этом вопросе.

«Гиперактивный ребенок в школе и дома»

Многих взрослых волнует вопрос: «Почему в одинаковых условиях обучения одни дети достаточно хорошо осваивают учебную программу, а другие – с трудом?»

Дело вовсе не в самой программе. Для нас она кажется трудной, необычной, так как мы учились по другим традиционным программам, которые основаны на выполнении заданий по образцу. Программа развивающего обучения учит детей учиться. Выполнение специально подобранных заданий заставляет ребенка мыслить, думать, применять нетрадиционные приемы и способы их выполнения.

Неправы те родители, которые считают, что все равно к концу обучения в начальной школе дети будут знать то же самое, что и те, которые обучались по традиционным программам. Ваши дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами, что гораздо важнее для общего интеллектуального развития. Именно умение самостоятельно работать с учебным материалом пригодится им в дальнейшем при обучении в других школах. Как правило, у детей, обучающихся по программе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, высокий уровень мышления, они владеют такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ, обобщение. Новые способы решения орфографических или математических задач дети выводят сами тогда, когда возникает острая необходимость в этом новом знании.

Разница в успехах освоения учебной программы в том, что дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах созревания. Не случайно сегодня я выбрала тему для сообщения о гиперактивных детях, так как группа таких детей выделяется в любом классе (7-8 человек).

Гиперактивные дети выделяются неумением управлять своим поведением, ведут себя фамильярно, без учета конкретных условий. Беспокойный, взбалмошный ребенок создает в классе постоянное напряжение, которое мешает учителю при работе и провоцирует других детей к неправильному поведению.

Такой ребенок не приступает сразу же к выполнению предложенного учителем задания, а задает вопросы, не имеющие отношения к теме.

Особенностью такого ребенка является неумение выполнить инструкцию учителя, обращенную ко всему классу. Но если то же самое задание дать учащемуся при индивидуальной работе, выясняется, что он вполне может с ним справиться.

Реакция неприятия со стороны учителей вполне понятна: ведь даже один неспокойный, неусидчивый ребенок может дезорганизовать весь класс, а если их 7-8?

Как известно, внимание является одним из основных условий всякой нормальной психической деятельности. Что же касается гиперактивного ребенка, то он не способен сосредоточиться даже на короткое время на определенном объекте. Он останавливает внимание на побочных явлениях, концентрируется на них и уже не может реагировать на основные. Нарушение внимания усиливается при несоблюдении режима дня, сна, при ОРЗ, на последних уроках в школе или без видимых причин, а это находит отражение в постоянном чередовании успехов и неудач при выполнении заданий.

Наиболее часто нарушенными оказываются тонкая моторика (что проявляется в неровности почерка, растянутости букв) и сенсомоторная координация (неловкость в движениях рук, неумение выполнить аккуратно поделку, вырезать, наклеить и т.д.). Часто наблюдаются излишнее мышечное напряжение, повышенный мышечный тонус.

Специфические особенности гиперактивных детей:

Невротические привычки (сосание пальца, ручки или карандаша, постоянное сжимание пальцев, стереотипные движения: кивание головой, качание туловища и т.д.)

Боязливость.

Повышенная утомляемость (бледность, сонливость).

Нарушение сна и аппетита.

Навязчивые тики (на лице, на туловище, на шее).

Нечеткость и прерывистость речи.

Забывчивость в повседневных делах и частые потери предметов, необходимых для выполнения задания или иной деятельности.

Повышенная импульсивность.

Приемы работы с гиперактивными детьми:

Нельзя допускать вседозволенности: такие дети нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей в себя поощрение и наказание.

Твердый режим питания, сна и вообще размеренность ритма жизни.

Помощь при выполнении домашнего задания.

Создание условий, в которых ребенок может много двигаться и отдыхать.

Воспитывать интерес к какому-либо виду деятельности, стимулирование этого интереса (главное здесь не переборщить, так как излишняя загруженность ребенка ведет к переутомлению, что обязательно сказывается на учебных успехах в школе, на качестве выполнения домашних заданий).

Гиперактивность у большинства детей ослабевает к 10 годам, а к 15 годам исчезает. Но иногда она трансформируется в серьезные нарушения поведения.

Родительское собрание

"Как помочь ребёнку хорошо учиться?"

1.Консультация "Как помочь ребёнку хорошо учиться?"

СЛАЙД

Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

У. Глассер

Уважаемые родители! Сегодня наш разговор пойдет о том, как вы -родители можете

помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятельности.

СЛАЙД

Тема нашего классного родительского собрания "Как помочь ребёнку хорошо учиться?" А так ли важна и актуальна эта проблема в настоящее время? Да. Помогать ребёнку хорошо учиться нужно , а как это сделать правильно, я постараюсь рассказать вам на этой нашей встрече.

Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Для многих родителей и для их детей выполнение домашнего задания становится проблемой во многих аспектах. Некоторые родители практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, они так же неправы, как и те родители, которые оказывают детям чрезмерную опеку. В первом случае страдает качество выполняемых заданий, а во втором – формируется безответственность, уверенность, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий. Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания.

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе. Школа с первых дней требует от ученика максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

СЛАЙД

Организация домашнего труда школьника;

Приучение детей к самостоятельности.

Контроль за выполнением домашних заданий;

Остановимся поподробнее на каждом из них:

СЛАЙД

1.Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:

Легче справляться с учебной нагрузкой;

Защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20 % школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением любых задач.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Рабочее место должно быть достаточно освещено. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Всё должно находиться на своих местах.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий. Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть во 2 классе - 1,5 часа; в 3 классе - 2 часа;

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Занятия дома должны быть лишены школьной напряженности. Дома родители не ставят оценок. Это рождает атмосферу свободы, спокойствия, в которой можно учиться в ситуации веры в успех. Домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься.

СЛАЙД

У каждого школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Говоря о привычке, имеется в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

На первых порах ребёнок жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдёт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребёнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо , вот и всё.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Школьник чувствует это прекрасно.

СЛАЙД

2. Приучение детей к самостоятельности.

«Папа у Васи силен в математике...» – помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? А продолжение ее?

…Учится папа за Васю весь год.

Где это видано?! Где это слыхано?!

Папа решает, а Вася сдает!

Это шутка. Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины. Как правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь своим чадам. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать ему.

Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая – полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего – выучился!

Навык самостоятельной деятельности необходим для успешного обучения в школе. Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков. Это означает, что ребенок должен уметь:

· сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

· спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.;

· распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

· понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

· применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

· представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны. Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий наиболее оптимальна? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей

СЛАЙД

«Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому».

Если вы решили помочь ребенку в приготовлении домашних заданий , ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

Нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво, но не заставлять переписывать домашние задания по десять раз. Сегодня второклассник со слезами на глазах перепишет работу десять раз, а завтра выполнит задание небрежно, так как родители были заняты и не проверили качество работы. Как следствие ребенок может начать ловчить, учитывать занятость и настроение родителей, а собственной ответственности у него так и не сформируется.

Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух, расставить порядок действий, затем сам должен читать задание к каждому этапу и пояснять, что он будет делать.

Нужен ли черновик? Да, часто он необходим. Но записи в черновике должны быть минимальными. Нет смысла писать упражнение по русскому языку в черновик, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок утомляется, а качество работы снижается. Тем более списывать упражнение необходимо по алгоритму.

Как правило, домашнее задание значительно проще или аналогично материалу классной работы. Домашнее задание – закрепление навыков. Не каждый сразу усваивает материал. Если у ребенка не получается какое-то из заданий, то никогда не отказывайте ему в помощи. Если после объяснения, вы видите перед собой большие и полные непонимания глаза, переключите ребенка на другое упражнение, а к этому вернитесь немного позже.

Помните: объяснить – не сделать за ребёнка! Подсказывать нет смысла.

Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?

Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.

Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.

Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.

Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической.

До какого возраста надо помогать ребенку? Пока не сформируются навыки самоконтроля, самоорганизации. Приучайте ребенка к аккуратности во всем. Итог выполнения домашнего задания – подготовка портфеля. Ребенок сразу после выполнения домашнего задания должен собрать портфель, проверить, все ли он сделал, подготовить все необходимое к следующему учебному дню. Не стоит думать, что, помогая ребенку, вы лишаете его самостоятельности. Самостоятельность формируется постепенно.

Не делайте за ребенка, делайте вместе с ним. Постепенно ребенок научится делать все сам!

СЛАЙД

3.Контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

Какие отметки?

Выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно, перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным. Поверьте, от этого во многом зависят успехи ваших детей.

И ещё несколько советов. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Ещё один очень важный момент. Чтобы объективно осуществлять контроль и своевременно оказывать своему ребёнку помощь, нужно чаще встречаться с учителями. Не ждите когда я вас вызову в школу, приходите, будем находить пути решения проблемы. Отрицательные отметки в тетради, в дневнике – это повод для встречи. Тем более не ждите родительского собрания, а приходите ко мне в класс со своими вопросами, а не к директору с жалобой, что в нашем классе в 3 четверти не провели родительское собрание. Я человек адекватный, всегда иду на контакт, готова ответить на ваши все вопросы, поэтому давайте сначала их решать со мной.

СЛАЙД

Уважаемые родители! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

Брать в школу все необходимое;

Правильно и быстро готовить домашнее задания;

Здороваться с учителями и детьми;

Отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;

Слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;

Просить о помощи, если что то не получается;

Правильно реагировать на замечания;

Устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

СЛАЙД

В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая направит вашего ребёнка на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви к познанию.

2. ИТОГИ УСПЕВАЕМОСТИ

Вот и подходит к концу ещё один учебный год.

Подводить итоги с какими знаниями умениями и навыками мы перейдем в следующий класс будем в конце четверти, но если провести анализ успеваемости за каждую четверть, то наблюдается такая картина, которую вы видите на слайде. СЛАЙД

К концу года мы наблюдаем снижение успеваемости, да это и понятно. Дети устают, утомляемость увеличивается, с прибавлением светового дня нарушается режим школьника. Дети больше времени проводят на улице, уроки учить лень.

Несмотря на это учебный план обязывает нас проводить контрольные работы, проверку навыков чтения. Каникулы ещё никто не объявлял.

Будет писать и контрольную работу и диктант, будет проведён словарный диктант. Словарные слова нужно учить, запоминать.

А так же будет проверка техники чтения. На уроке литературного чтения оценивается, не только навык осознанного чтения в определённом темпе, способ чтения (целым словом, по слогам), но

Понимание учащимися прочитанного текста;

Владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.

Следует опять подчеркнуть, что чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие школьные дисциплины, добывать знания по всем другим предметам.

Немаловажным критерием при овладении чтением является беглость или по другому скорость чтения. В начальной школе ученик должен овладеть синтетическим чтением –слияние техники чтения и понимания. Поэтому мы периодически и проверяем скорость чтения вслух. Смысловое понимание текста возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами.

Если проанализировать, какая картина вырисовывается у нас на конец учебного года динамика видна у многих учащихся постепенно увеличивается темп чтения, но есть такие дети, у которых навыки чтения ещё не на должном уровне.

Почему так – мало уделяется внимания домашнему чтению, редко читают дополнительную литературу, специально для этого были заведены дневники читателя, но получается так, что собирая на проверку дневники, я заставляю читать внеклассную литературу, если бы их не было, большинство вообще не читали бы! Не все конечно, у нас в классе есть дети,которые любят читать, много читают, это видно сразу. (Техника чтения)

3.Разное

Решение родительского собрания

1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий. (Памятка с орфограммами)

4. Не скупиться на похвалу.

5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

Памятка «Садимся за уроки»

6. Убери со стола все лишнее.

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Памятка «Садимся за уроки»

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Орфограммы

    Заглавная буква в начале предложения: Наступила весна.

    Знак препинания в конце предложения: Птицы прилетели с юга.

    Большая буква в именах собственных: река Волга, собака Тузик, Андрей.

    Разделительный ь: семья, осенью, воробьи.

    Употребление ь для обозначение мягкости согласного звука: конь, лень.

    Раздельное написание предлогов с другими словами:

У нас под окном подоконник.

    Буквы и, а , у после шипящих: ужи, чаща, щука.

    Буква проверяемого безударного гласного в корне слова: деньки – день, мячи – мяч, лесной – лес, заходить – ход.

    Буква непроверяемого безударного гласного в корне слова (словарные слова): кефир, молоко, конфета.

    Буква парного согласного в корне слова: лошадь – лошади,

верёвка – верёвочка, гриб – грибы, сказка – сказочка.

    Буквы удвоенных согласных в корне: группа, класс, аллея.

    Буква непроизносимого согласного в корне слова: поздний – опоздать, устный – уста, честный – чести.

    Буквы гласных и согласных в приставках: забросить, подбросить, отбросить, сбросить.

    Правописание букв Ч, Щ с буквами согласных, кроме Л : борщ, помощник, банщик, гречневый, девочка, но мальчик.

Успехи в науке и в промышленности требуют от людей любой профессии все новых и новых разнообразных знаний, широкого умственного кругозора. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. Однако далеко не всем удается этого добиться. Получается так потому, что в разных семьях по-разному решают эти задачи.Успехи в науке и в промышленности требуют от людей любой профессии все новых и новых разнообразных знаний, широкого умственного кругозора. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. Однако далеко не всем удается этого добиться. Получается так потому, что в разных семьях по-разному решают эти задачи.

Собрание Как помочь ребёнку хорошо учиться.doc

Картинками

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» Родительское собрание «Как помочь ребёнку хорошо учиться». Пшукова Римма Сафарбиевна учитель начальных классов 2012 год Родительское собрание 1

«Как помочь ребёнку хорошо учиться» 1. Вступительное слово. Каким образом помогать ребенку в учебе? Как пробудить у него интерес к школьным занятиям? Какими приемами вырабатывать у детей прилежание? На эти вопросы мы и попробуем с вами ответить. Успехи в науке и в промышленности требуют от людей любой профессии все новых и новых разнообразных знаний, широкого умственного кругозора. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, проявляли упорство в учебе. Однако далеко не всем удается этого добиться. Получается так потому, что в разных семьях по-разному решают эти задачи. Одни родители, прежде всего, заботятся о том, чтобы пробудить у своего ребенка интерес к приобретению знаний, вызвать желание учиться, потребность узнавать новое, и не только на уроке, стремление всегда искать ответы на вопросы, возникающие в жизни, во время занятий, при чтении книг. Такие отцы и матери стоят на верном пути. Другие родители, сосредоточивая внимание детей только на получении отличных и хороших отметок, невольно сужают цель их обучения. В таких семьях ребята с младших классов привыкают учиться ради отметки, а взрослые ограничивают свою помощь им в учебной работе проверкой того, насколько твердо выучен по учебнику заданный материал. Один из факторов обеспечивающих успешное обучение ребёнка в школе – это выполнение домашних задании. Детям была предложена анкета, как они относятся к домашнему заданию, я предлагаю эту анкету и вам. Потом попробуем сравнить анкеты ваши и детей. Совпадут ли ваши мнения, хорошо ли вы знаете своего ребёнка. 2. Анкета для родителей. А) Ответы на вопросы анкеты. 1. Нравится ли вашему ребёнку выполнять домашнее задание? 2. В котором часу он начинает делать уроки? 3. По какому предмету он больше всего любит выполнять домашнее задание? Почему? 4. По какому предмету он не любит выполнять домашнее задание? Почему? 5. Хотел ли бы ваш ребёнок, чтобы ему не задавали домашнее задание? 2

6. Как он выполняет домашнее задание?  Самостоятельно;  самостоятельно, но проверяют родители;  самостоятельно, но иногда помогают родители;  вместе с родителями. 7. Есть ли у вашего ребёнка дома специальное место, где он постоянно выполняет домашнее задание? 8. Как долго он выполняет домашнее задание? 9. С какими предметами он легко справляется самостоятельно? 10. Какие предметы он готовит с трудом? 11. Когда ему трудно выполнять домашнее задание, оказываете ли вы ему помощь? 12. Всегда ли вы проверяете у ребёнка письменные задания по русскому и математике?  всегда  иногда  редко  никогда 13. Всегда ли вы проверяете у ребёнка устные задания по чтению и окружающему миру?  Всегда  Иногда  редко  никогда 14. Письменные домашние задания ваш ребёнок сначала делает на черновик или сразу в тетрадь? 15. Домашнее задание он делает сам или вы его заставляете?  Сам  Заставляем  Иногда сам, иногда заставляем 16. Когда вы на работе ребёнок вас ждёт или делает уроки без вас? 17. В котором часу ребёнок ложится спать? Б) Сравнение детских ответов и родителей на вопросы анкеты. 3

3. Работа в группах «Поделись своим опытом» Какие условия вы стараетесь создать в семье, чтобы приохотить ребят к учебе? На ряд вопросов вы постараетесь нам сейчас ответить, работая в группе, старайтесь не просто ответить на вопросы, а и обосновать их. А) Как вы считаете, должно ли у вашего ребёнка быть своё специальное место для выполнения домашних заданий? Почему? Б) Как вы думаете, должны ли родители помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий? Почему? В) Как вы поступаете, когда ваш ребёнок небрежно выполнил домашнее задание? Г) Как вы думаете, с какого предмета должен ребёнок начинать выполнять домашнее задание? Д) Как вы считаете, когда ваш ребёнок должен садиться за приготовление уроков? Е) Как вы поступаете, если ребёнок решил задачу неверно? Ж) Как вы поступаете, если при проверке домашнего задания по русскому языку вы обнаружили ошибки? З) Какие условия вы создаёте в семье во время выполнения ребёнком домашнего задания? И) Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом - в тетради? К) Как вы думаете, нужно ли у ребёнка проверять, как он выполнил домашнее задание? 4. Беседа. Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включится в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьёзной помехой. Проверяя анкеты ребят, сколько времени они тратят на выполнение домашнего задания, я заметила, что есть дети, которые делают домашнее 4

задание по 3 – 4 часа, в то время, когда их же сверстники затрачивают положенные для второклассника полтора часа. Подобные ситуации были у меня и в прошлых выпусках. Когда родители жаловались на то, что их ребёнок долго сидит за выполнением домашнего задания, а желаемых результатов они у него не видят. Тогда я попросила одну родительницу понаблюдать за ребёнком и зафиксировать все действия его при выполнении домашнего задания. Вот что получилось: Ребёнок занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевалась ручка, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике. Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика… На раскачку ушло более 20 минут. В результате два с лишним часа ушло на приготовление уроков. За это время: - дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду; - один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов; - дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых; - поиграл с проходившим мимо котом; - позвонил приятелю, чтобы тот зашёл за ним гулять. После того, когда работа была закончена, ребёнок ещё 10 минут бесцельно перекладывал с места на место учебники и тетради… Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных ребёнком, только 1 час 30 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2 класса. Такая картина, как понимаете, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводят за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»? Во-первых, игры. Старайтесь подобрать для ребёнка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребёнку побольше разных поручений и настаивайте на 5

том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идёт военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребёнок какое-то время стоит на часах, ограничивая свои движения. Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро и весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе что-то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут, то он должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чём бы то ни было. Необходимо приучить ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой, не превращать одно в другое. Не раз, наверное, вам приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом или ложкой, пошёл мыть руки и заигрался с водой или с мылом. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь. Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребёнком как некую догму. Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранить физическое и психическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка. равнодушно относятся к тому, во сколько ребёнок ложится спать. Анализируя анкеты детей, я убедилась, что многие родители 6

работе начинается Результаты были такие, что есть дети, которые ложатся и в половине 11 и в 11 и даже в половине 12. Представьте такого ребёнка на уроке, когда он вместо положенных ему 10 часов спит всего 8, а то и того меньше. Поэтому большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Ребёнок не только должен ложиться спать в одно и то же время, но и садиться за уроки. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближался час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведённого для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но  и на постоянное рабочее место. Ему должен быть предоставлен отдельный письменный стол, где он должен делать уроки и хранить свои учебные вещи. Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное? Дело в том, у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно сесть за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе. Помогите своему ребёнку строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношение к ним. Хорошо бы установить чёткий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придётся пользоваться (карандаш, 7

резинка, линейка) класть слева от себя; учебники, тетради, дневник – справа. Всё, что уже не понадобится, тут же складывать в портфель или в другое определённое место. Полезно вместе с ребёнком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными. В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или скучных? Лучше всего научить ребёнка самому оценить трудности выполняемой работы и путём сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметы легче, а какое задание выполнять первым – трудное или лёгкое. С самого начала ребёнок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают к устным и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Нелепость избранной последовательности действий нужно обязательно сделать очевидной для маленького ученика, сначала нужно выучить все правила, только потом приступать к выполнению упражнений. Когда у ребёнка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очерёдность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособности. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъёмом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, то ему следовало бы начать с наиболее лёгких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на 8

Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы середину, либо на вторую половину занятий, судя по тому, что именно на это время приходится подъём продуктивной умственной работы. Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!» Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?» - и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором - формируется безответственность, уверенность в том, что всё будет сделано хорошо и без собственных усилий. наладить процесс приготовления домашних заданий. А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при оказании помощи детям в приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий. Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева настольная лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами - календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на 1 г усиливает утомление, так же не рекомендуется покупать ребёнку ручки, которые бы отвлекали его от работы. Известный специалист по научной организации труда А. К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И 9

рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. Разница между высотой стола и стула - от 21 до 27 см. Расстояние от глаз до поверхности стола - 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней на пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через полтора - два часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не пере возбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей: - до 1,5 часов - во втором; - до 2 часов - в третьем и четвертом классе. Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования. Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашние задания. Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий второкласснику следует сделать перерыв на 5-10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений. 10

Как же приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков? Когда ребёнок садится за уроки, не отвечайте ни на один вопрос,  обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Вы допускаете большую ошибку, когда, чтобы сэкономить время,  сами делаете, за него какую-то работу, не давая возможности ему проявить себя. Таблицу умножения повесьте над столом и учите по ней и умножать,  и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу. Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки, - и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности. Задачи по математике учите читать и представлять как  происшествии. Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Первое происшествие - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе. При решении задач пусть ребёнок использует рисунки, схемы, краткие запись, всё то, что ему поможет понять условие задачи. Если ученик делит заданный урок на небольшие кусочки и  запоминает их таким способом: выучит один, переходит к следующему, то он тратит очень много времени на усвоение материала, а запоминает его не очень-то твердо. Объяснить это нетрудно. При заучивании частями ускользает смысл текста, который надо уяснить и запомнить. Смысловой же остов материала всегда запоминается в первую очередь и особенно прочно. Прием частичного запоминания предпочитают чаще всего ученики младших классов, имеющие еще небольшой запас слов. Им кажется, что небольшие отрывочки поочередно запоминать легче. Активное запоминание требует, чтобы ученик, перечитав два-три раза весь заучиваемый текст, обязательно его воспроизвел. Тогда он сразу обнаружит трудные для себя месте, заглянет в них еще, перескажет отдельно. После этого неплохо почитать в последний раз весь текст и пересказать его уже целиком. 11

Это наиболее продуктивный, экономный способ осмысленного запоминания. Привыкая к нему, школьники очень скоро сами начинают ощущать его преимущества. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди.  Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. Выполнение домашнего задания по математике и русскому языку  обязательно начинать с работы над ошибками. Если ошибки в печатных тетрадях, значит переделать номера, около которых стоят минусы. Если в письменных, то переделать неправильно решённые примеры и задачи в предыдущей работе, а по русскому языку выписать слова с ошибками и рядом написать проверочное слово, если нет проверочного слова, то несколько примеров на это правило. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнения  полностью [ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.  шанс - третий. Делайте все, как во втором. 5. Работа в группах «Как родители относятся к отметкам ребёнка» Следующее важнейшее условие, от которого зависит успешная учеба детей, заключается в вашем отношении к отметкам ребёнка. Разберём это на примере некоторых ситуаций. Ситуация №1. Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица - Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка - что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе? Вопросы: 1. Как вы оцениваете поведение родителей? Если не успели приучить к самостоятельности во втором классе, ваш 12

Теперь уже мама свой гнев обрушивает на учительницу. А Серёжа, 2. К чему это может привести? Ситуация №2. Приходит Серёжа из школы с двойкой в дневнике по русскому языку. - Почему опять не выучил урок?-спрашивает огорченная мать. - Выучил я...- тянет Серёжа, опустив голову. - А почему двойку поставили, если выучил?-кричит мать. - Не знаю... Наталья Ивановна мне всегда плохие отметки ставит... Иванова хуже меня отвечала, а ей тройку поставили... - Так вот в чем дело! -восклицает Серёжина мама.- У сына несправедливая учительница! Вот и соседка Клава вчера говорила, что Наталья Ивановна ее дочери тоже всегда снижает оценки. конечно, доволен. Вопросы: 1. Как вы оцениваете поведение матери? 2. К чему это может привести? Ситуация №3. Одна мама с восторгом рассказывает о своём сыне. - У меня сын получает всегда хорошие отметки, всё у него благополучно. Мне не о чем беспокоится, поэтому я редко проверяю у него домашнее задание, знаю, что он всё сделает правильно и быстро, ведь он у меня такой смышлёный. Да и в дневник я заглядываю только, когда расписываюсь за неделю. Я ведь целыми днями на работе, а он у меня самостоятельный. Вопросы: 1. Как вы оцениваете поведение матери? 2. К чему это может привести? Ситуация №4. Отец раскрыв дневник своей дочери ужаснулся. В нём стояла двойка. Ожесточённо сказал: - Ну я и задам сегодня своей Ирине трёпку, вечером негодница не сможет у меня сесть на стул! Вопросы: 1. Как вы оцениваете поведение отца? 2. К чему это может привести? 13

А сейчас попробуйте ответить на следующие вопросы. Вопросы: 1. Расскажите, а как вы реагируете на то, что ваш ребёнок получил плохую отметку? (Или как бы отреагировали на это?) 2. Как вы считаете, нужно ли наказывать ребёнка за плохую успеваемость? 6. Работа по картине «Опять двойка». - Всем вам известна с детства картина «Опять двойка» Попробуйте в группах придумать финал данной картины, но с позиции нашего времени. (Ответы родителей) - А сейчас я познакомлю с описанием данной картины учащихся класса, они должны были ответить на ряд вопросов: 1. Понравилась ли тебе картина? 2. Как чувствует себя мальчик, изображённый на картине? 3. Как ему живётся в родном доме? 4. Как, по твоему мнению, относятся к нему родные и близкие люди? 5. Хотелось бы тебе ему помочь? 6. Бывают ли в твоей жизни ситуации, похожие на изображённую на картине? 7. Как, по твоему мнению, закончится эта история? 7. Итог. - Старайтесь правильно поступить в подобной ситуации, не наказывайте физически ребёнка, но и не оставайтесь равнодушным к плохим отметкам. Постарайтесь убедить его, что самое страшное не в том, что он получил двойку, а в том, что он не усвоил материал - не выполнив домашнее задание, не выучив таблицу или правило, или прослушав объяснение учителя на уроке. Иметь пробелы в знании – это всё равно, что взбираться по лестнице, у которой не хватает ступенек. Подобными беседами взрослым удаётся постепенно убедить ребёнка в главном: он должен учиться не для отметки, а для того чтобы приобрести прочные знания, которые пригодятся ему в жизни. Решение родительского собрания. 14

Родительское собрание «Как помочь ребенку хорошо учиться» «Если ребёнку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансыРодительское собрание
«Как помочь ребенку
хорошо учиться»
«Если ребёнку
удается
.
добиться успеха в
школе, у него есть
все шансы на
успех в жизни.»
У. Глассер

Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет состоять из
нескольких частных результатов. Назовем четыре из них.
Самый очевидный - это знание, которое он получит, или
умение, которое он освоит.
Результат менее очевидный - это тренировка общей
способности учиться, то есть учить самого себя.
Результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворение
или разочарование, уверенность или неуверенность в своих
силах.
Результат - след ваших взаимоотношений с ним, если вы
принимали участие в занятиях. Здесь итог может быть либо
положительным (остались довольны друг другом), либо
отрицательным
(пополнилась
копилка
взаимных
недовольств).

Чтобы
сохранить у
ребенка желание
учиться, стремление к
знаниям, необходимо
научить его хорошо
учиться.

Особенное
значение в этом
случае приобретает
сотрудничество родителей и
учителей, согласование их
действий. Усилия семьи и
школы в решении этой
проблемы – едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

организация режима дня;
контроль за выполнением
домашних заданий;
приучение детей к
самостоятельности

Организация режима дня

Организация режима дня позволяет
ребенку:
легче справиться с учебной нагрузкой;
защищает нервную систему от
переутомления, т.е. укрепляет здоровье.
У 20% школьников плохое здоровье причина неуспеваемости.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда

ежедневное выполнение домашних
обязанностей
ежедневное чтение книг
организация досуга
правильно
организованный сон

Направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий.

контроль должен быть систематическим, а не
от случая к случаю
помощь
детям
должна
оказываться
своевременно
как можно больше требовательности к детям и
как можно больше уважения, контроль должен
быть ненавязчивым и тактичным
очень важно контролировать не конечный
продукт их труда, а сам процесс
надо учить их размышлять самостоятельно,
анализировать, доказывать

РЕШАЯ ЗАДАЧУ, НЕОБХОДИМО:

- прочитать задачу, представить, о чем
говорится; кратко записать условие,
схему;
- пояснить, что обозначает каждое число,
повторить вопрос задачи; подумать,
можно ли ответить на вопрос задачи; если
нет, то почему;
- составить план решения задачи;
- проверить решение;
- записать решение в тетрадь.

10. Выполняя упражнение по русскому языку, необходимо:

повторить правила;
прочитать задания к упражнению,
повторить, что нужно сделать;
прочитать упражнение и выполнить все
задания устно;
выполнить задание письменно;
проверить работу.

11. Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

какая бы погода ни была
какие бы ни шли телепередачи
чей бы день рождения ни отмечался
Уроки должны быть
выполнены, и
выполнены хорошо.

12. Организация рабочего места. Важным является и место выполнения работы.

1.Оно должно быть постоянным.
2. Никто не должен мешать ученику.
3.Очень важно заниматься собранно,
в хорошем темпе, не отвлекаясь на
посторонние дела.
4.Очень важен темп работы.
5.Работают хорошо те, кто работают
быстро.

13. Направление помощи - приучение к самостоятельности

не спешите указывать на
ошибки, пусть ребенок
найдет их сам
не давайте готового ответа
на их вопросы
учите детей выделять
учебную задачу

14. Составление правил, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.

1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не
просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать
ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь
обязательно помогите ему. При этом:
возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, а
остальное предоставьте делать самому;
по мере освоения ребенком новых действий постепенно
передавайте их ему.
3. Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте.
Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте. Решайте
жизненные ситуации. Научить собственного ребенка думать главная обязанность родителя!

15.

Никогда не называйте ребенка
бестолковым и т.п.
Хвалите ребенка за любой успех, пусть
даже самый незначительный.
Ежедневно просматривайте без нареканий
тетради, дневник, спокойно попросите
объяснения по тому или иному факту, а
затем спросите, чем вы можете помочь.
Любите своего ребенка и вселяйте
ежедневно в него уверенность.
Не ругайте, а учите!

16.

Родители должны говорить ребенку:
“Как хорошо, что ты у нас родился”
“Я рада тебя видеть”
“Ты мне нравишься”
“Я люблю, когда ты дома”
“Мне хорошо, когда мы вместе”

17.

4
объятия совершенно
необходимы каждому просто
для выживания,
а для хорошего самочувствия
нужно не менее 8 объятий в
день! Не только ребенку, но и
взрослому.

18.

19. Решение собрания.

РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ.
Использовать полученную информацию в
своей работе с ребенком.
Применять различную популярную
развивающую литературу для
организации занятий с детьми (для
развития памяти, мышления, внимания,
наблюдательности, воображения и т. д.).

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

· расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

· выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

· выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Как помочь

Своему ребенку

Учиться?»

УНК Андрейчик Е.Е.

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

· расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

· выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

· выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

· Легко ли быть учеником?

· Чтобы учение было успешным...

· Что обеспечивает успех урока?

· Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?

· Что способствует повышению успеваемости дома?

Ход собрания

Вступительное слово:

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.

(-Когда ты собираешься делать уроки?

После кино.

После кино поздно!

Учиться никогда не поздно!

Почему ты дома не открываешь учебник?

Ну, ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

Вопрос к родителям:

Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников.

Исходя из выше сказанного следует:

· Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!

· Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.

· Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

· Составьте план изучения предметов.

· Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

· Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Советы родителям:

· Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

· Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

· Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

· Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

· Не ругайте, а учите!

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И. Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное, же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.