Прически

Проект «Удивительный мир камней. Познавательный проект «Мир камней»

Проект «Удивительный мир камней. Познавательный проект «Мир камней»

ФЛЮОРИТ Флюорит получил свое название от латинского слова fluor течение. Камень применяли как стекла в оптических приборах ночного видения. В спрос на флюорит в качестве декоративного материала возрастает. Из драгоценного камня делают украшения: браслеты, бусы, перстни, иногда встречаются шкатулки, подсвечники, пепельницы.






РОЗОВЫЙ КВАРЦ Кварц издревне используется для изготовления украшений у большинства народов мира. Впервые кварц был упомянут Теофастом, затем Плинием, который считал кварц окаменевшим льдом. Происхождение слова «кварц» возможно идет от вендского «twardy» - твердый.


ТОПАЗ Топаз – необыкновенно красивый драгоценный камень, который часто используется в ювелирных украшениях. Как минерал, топаз прекрасно подходит для резки стекла. Добывается чаще всего в кристаллах. Этот камень был назван в честь острова Топазион в Красном море


МАЛАХИТ Малахит это название произошло от греческого "малахе" - мальве (цветок). Малахит представляет собой водный карбонат всех оттенков зеленого цвета. Месторождениями малахита еще в стародавние времена славились Израиль и Древний Египет. Именно там родилось поверье, согласно которому этот камень являлся наилучшим помощником фараонов в принятии решений. Это способствовало популяризации использования малахита для изготовления оберегов, различных украшений и деталей интерьера.






Янтарь Янтарь – это просто восхитительный подарок для нас от Матери-Природы. Янтарь бывает разных цветов – желтый, оранжевый, красный, белый, коричневый, зеленый, синий и почти черный. Очень часто в янтаре можно найти частички растений или насекомых, оказавшихся в янтаре, что имеет большое значение, как для коллекционеров, так и для ученых.


ХАЛЦЕДОН Халцедон получил свое название по местности Халцедон в Малой Азии. Халцедон также именуют «голубой лунный камень», «меккский камень». Халцедон не обычный драгоценный камень. Халцедон наиболее востребованный материал для изготовления украшений, начиная от роскошного вечернего ожерелья до строгих запонок. Доступность драгоценного камня и разнообразие оттенков делают его так популярным для изготовления ваз, статуэток, мозаик, деталей интерьера.

Участники проекта :

Реализация : воспитатель Поповцева О.В., музыкальный руководитель Палехова О.В.

Целевая группа: воспитанники подготовительной к школе группы, родители воспитанников.

Масштаб проекта :

По срокам реализации – краткосрочный (6 месяцев)

По количеству участников : 20 детей, 22 взрослых

Основание для разработки проблемы

Урал - «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Действительно уральцы очень любят свою природу, но довольно плохо знакомы с богатством Уральского сказочного литературного наследия. А ведь образы созданные Павлом Бажовым, имеют непосредственное отношение к национальной самоидентификации. По меткому выражению историка и профессора языкознания Майи Никулиной, природа языка, переданная в уральских сказах Павла Бажова-Это язык русской Одиссеи. А сам «Бажов - по теперешним меркам самый настоящий культовый писатель», создавший новую уральскую мифологию на основе легенд и преданий, хранимых вездесущей молвой, которая продолжает ревниво оберегать магию Места и основных его реалий – Камня, Горы и Пещеры. М.П.Никулина, историк: «Бажовские корни искать следует не в рабочем уральском фольклоре, а в пространстве более обширном и отдалённом – в древних мифах, которые откровенно настаивают на том, что Урал – земля отмеченная, занимающая особое место на планете.

Педагогическая практика показывает, что в сознании подрастающего поколения отсутствует факт мифологического сюжета о Земле, на которой они родились. Отсутствуют откровенные знания о родной земле и самому феномену Урала, как сердца России, держателя основ её древней мифологии.

Выявляется проблема: отсутствие системных знаний о произведениях художественной литературы уральских писателей, в частности П.П.Бажова.

Причины возникновения проблемы:

1. Образовательной программой предусмотрено включение регионального компонента, но содержание раздела «Художественная литература» не позволяет в рамках непосредственной образовательной деятельности полноценно знакомить с произведениями уральского сказителя.

2. Современное общество строит свою жизнь в свете новейших ресурсов и информации, порой забывая, что прошлое и будущее человечества связаны. Семейное воспитание все меньше внимания уделяет ознакомлению детей с традициями и культурой малой Родины, в том числе из-за низкого уровня компетентности родителей в этом вопросе.

3. Возникает информационное голодание в области пропаганды в области историко-культурного наследия и традиций родного края.

Донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала возможно путем осуществления цели: углубление знаний о культуре и традициях уральского народа посредством ознакомления с произведениями сказителя П.П.Бажова.

Сказы П.П. Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки – цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, её насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.

Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала. Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит язык народных приданий и народную мудрость. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.

Поэтому работа по ознакомлению воспитанников со сказами должна проводиться в рамках реализации педагогических задач:

  • формировать представления об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края;
  • создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала.

Реализация проекта

Задачи

Мероприятия

Подготовительная работа

Срок

Ответствен-ный

1. Формировать представлений у детей об Уральском писателе-сказителе П.Бажове, его сказах, как части культуры Уральского народа.

1. Чтение произведений, занятия познавательного цикла (знакомство с писателем)

1. Составление конспектов занятий, подборка произведений.

Февраль - июль

воспитатель

2. Создание тематического альбома «П.П.Бажов – детям»

2. Подборка открыток, картинок, репродукций.

Апрель – март

Воспитатель, родители

3. Создание библиотеки в группе.

3. Работа с родителями по пополнению развивающей среды группового пространства.

Февраль - август

Воспитатели, родители.

Создание мини-музея «Уральские самоцветы»

2. Познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного края.

Литературная гостиная для родителей «Сказы П.П.Бажова. Русская Одиссея»

Создать аудио, видео копилки, пополнение материалом библиотечки,

накопление сувенирных групп, песенного репертуара.

Февраль - май

Воспитатель,

родители, муз рук.

Оформление информационного тематического стенда «Гора самоцветов»

Практикум «Знакомим дошкольников с родным краем»

3. Создать условия для расширения социального опыта дошкольников в процессе ознакомления с историко-культурным наследием и традициями Урала

Посещение Березниковского историко-художественного музея. Программа «В гостях у Великого Полоза»

Создание тематического альбома «Камни Урала»

Памятка родителям «Приобщение дошкольника к культуре, ее влияние на всестороннее развитие ребенка»

Привлечение родителей к совместным культпоходам.

Июнь – август

Воспитатели

Воспитатели, родители

Совместное мероприятие с Краеведческой библиотекой «Родная книга»

Посещение передвижной выставки «Россыпи Земли уральской»

По результатам работы в рамках проекта ожидаются следующие результаты:

  • более полные представления о творчестве уральского сказителя П.П.Бажова, культуре и традициях родного края;
  • формирование патриотических чувств, определение дошкольниками себя, как части народа, представителя Урала;
  • активная позиция родителей воспитанников в процессе ознакомления детей с родным краем;
  • развитие социальных навыков у дошкольников в ближайшем социальном окружении.

Трансляция проекта

Елена Шовина

Вид проекта : долгосрочный

Сроки реализации : 2010-2012.

Участники : дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательные области : познание, художественное творчество, физическое развитие, речевое развитие.

Цель : Формировать у детей чувство гордости к родному краю, воспитывать бережное отношение к природным богатствам в недрах земли.

Задачи :

Обучающий компонент :

Дать детям представления о камнях разного происхождения.

Формировать умение обследовать камни , называть их свойства и особенности.

Воспитывающий компонент :

Формировать интерес к объектам неживой природы.

Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня . Воспитывать бережное отношение к камням и сделанным из них предметам. Воспитывать нравственно - патриотические чувства к родному краю.

Актуальность :

Мини - музей в дошкольном образовательном учреждении.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова : «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра».

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей?

В нашем городе есть музей. Однако часто посещать их родители с детьми не могут. Причины самые разные. –Во –первых, наш детский сад уделён от центра города, где расположены музей. – Во вторых, многие родители считают что дошкольником ещё рано посещать музеи. – В третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсией. Именно поэтому мы решили создать собственные музей.

Что такое мини- музей ? В нашей группе он занял небольшую часть группового помещения. Музей создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Наш мини- музей небольшой , уютный, в чем-то даже домашний. Самое важное, что в его создании принимали участие и сами ребята, и их родители. Наш музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть.

И эта особенность очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

При организации мини -музея мы опирались на следующие принципы :

1. Принцип деятельности;

2. Принцип вариативности;

3. Принцип непрерывности;

4. Принцип гуманности.

План работы по содержанию мини – музея .

Подготовительный этап :

1. Определение темы и названия музея;

2. Выбор места для размещения;

3. Выбор инициативной группы.

Практический этап :

1. Сбор экспонатов;

2. Оформление выставки;

3. Индивидуальная работа с детьми;

4. Проведение экскурсий.

Подведение итогов :

1. Презентация;

2. Создание альбомов;

3. Выставка экспонатов;

4. Заседание инициативной группы.

Характеристика мини – музея «» .

1. Коллекция камней (15 видов не- обработанные) ;

2. Коллекция камней (20 видов обработанные) ;

4. Речные камни ;

5. Статуэтки (из мрамолита) ;


6. Шкатулки (из змеевика) ;




8. Сувениры.

Перспективный план для детей разновозрастной группы :

Сентябрь.

Просмотр видеофильма «Хозяйка медной горы» .

Просмотр мультфильма «Серебренное копытце» .

Посещение мини – музея «Волшебный мир уральских камней » .

Опыт "Лёгкий- тяжёлый",

Игра "Какой формы камень",

"Весёлая геометрия".

Экспериментально – опытная деятельность «В гостях у Хозяйки Медной горы» .

"Какие бывают камни ".

Игра"Сосчитай камешки",

"Отыщи такой же",

"Узнай на ощупь".

Беседа «Зачем живым существам нужны камни » .

Рассматривание изделий из камня (статуэтки, ювелирные украшения, бусы, сувениры) .

Лепка «Подарок для мамы» (малахитовые бусы) .

Игра "Собери бусы".

Настольный театр"Театр камней "(из мрамолита) .

Лепка «Родонитовые броши» .

"Чудо дерево"-изготовление руками родителей и детей дерева из камней .


Планируемый результат :

Дети должны научиться ориентироваться в мире камня . Знать их свойства, особенности, значение и применение человеком.

Список используемой литературы :

1. Н. А. Рыжова"Мини - музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями" Москва, Педагогический университет "Первое сентября", 2010 год.

2. "Музейная педагогика", под редакцией А. Н. Морозовой.

3. Н. А. Рыжова "Развивающая среда дошкольных учреждений" М.:Линка-Пресс, 2004 год.

Публикации по теме:

Исследовательско-творческий проект по созданию совместно с родителями мини-музея «Деревянное чудо» Цель проекта: Создание условий для формирования у воспитанников представлений о свойствах дерева, как материале и об использовании дерева.

Проект создания мини-музея «Молочная страна» Актуальность: Какой образ жизни у детей можно назвать здоровым? Именно тот, который не приносит им вред здоровью, именно тот, который поддерживает.

Мини проект группы №7 «МИР КАМНЕЙ» Подготовила и провела: Быковская Т. Ю. «Мир камней». Актуальность – дошкольное.

Исследовательская работа

«Путешествие в мир камня»

Выполнила ученица

1 «б» класса

МБОУ « Полевобикшикская СОШ »

Маркиданова Диана

Научный руководитель

Павлова Г.Р.

2009г

Путешествие в мир камня

Введение. Часто, придя, домой с прогулки, в моих карманах много разных камешков. Их можно найти где угодно: на улицах города, на берегу реки, озера, в ручейке и даже у бабушке в огороде. И мне стало интересно, откуда же они берутся? Они так непохожи друг на друга, но мы всех их называем одним словом – камень. Но, наверное, у каждого из них есть свое имя? Надо в этом обязательно разобраться.

Цель и задачи:


  1. Изучить камни, которые нас окружают.

  2. Узнать как можно больше о камнях (что это такое, их названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле).

  3. Бывают ли съедобные камни.

  4. Познакомиться с некоторыми свойствами камня; устанавливать простейшие связи, делать выводы;

  5. Собрать коллекцию камней.

  6. Начать составлять описание горных пород и минералов коллекции.
Время проведения исследования: 2011–2012 года.

Методика проведения исследования.


  • Просмотр литературы по данной теме;

  • Экскурсии по окрестностям и за его пределами;

  • Сбор коллекции камней (камень в природе, в строительстве, дома, в школе);

  • Составление описания коллекции;

  • Фотографирование интересных объектов;

  • Создание авторской презентации.
Актуальность исследования.

Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности, где я живу. На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями и думаю: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот мне и захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе. Сколько их, чем отличаются друг от друга , бывают ли съедобные камни, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

На эти и другие вопросы я попыталась найти ответ в своей работе.


  1. Основная часть
1.1.Что такое камень?

Камень

Если внимательно рассмотреть камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным - или в полосочку, из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов. Минералы отличаются цветом, твердостью, весом и составом. Из них, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы - красивые «поделочные» , драгоценные камни (нефрит, агат, бирюза, гранат, алмаз, сапфир) - это тоже минералы и полудрагоценные камни.
1.2. История возникновения камня.

С чего же начинается история камня? Академик А. Е. Ферсман говорил, что история камня начинается с отдаленнейших эпох существования человека. А разве до появления человека камень не существовал на Земле? Существовал. И это подтверждает геология. Камню столько же лет, сколько нашей Земле. Он является составной частью Земли и особенно ее верхней части - земной коры. Камень неотделим от Земли и участвует в ее геологической истории.

Минералы появились на самой ранней стадии развития Земли как планеты. Они самые первые свидетели геологической истории Земли. Как писал Г. X. Андерсен, роман Земли интереснее всех романов: приходится читать по слоям, кремниевым пластам различных земных периодов.

Все горные породы в зависимости от условий образования подразделяются на три группы : первичные (изверженные), вторичные (осадочные) и видоизмененные (преобразованные или метаморфические).

Горные породы формируют рельеф земной поверхности. Камень является свидетелем изменений земной поверхности под действием не только внешних сил природы, но также и других, внутренних сил, скрытых в глубине Земли и проявляющихся временами в виде извержений вулканов и разрушительных землетрясений. В течение миллионов и миллиардов лет камень лежал на поверхности Земли неподвижно и вечно, образуя на фоне природного пейзажа древнейших эпох Земли как бы „постоянные местные предметы", возникающие на экране современного радиолокатора. В те времена камень своей истории не имел, вернее имел, но она была очень однообразна. Только с появлением человека, который стал выкапывать его из земли и использовать для своих нужд, началась новая история камня. Она была связана с его добычей, обработкой, применением и в ряде случаев даже с разрушением. Камень как бы проходил этапы рождения , жизни и разрушения...

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Камень в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

1.3. Разновидность камней.

Камень один из самых долговечных строительных материалов, надо сказать что долговечность прежде всего зависит от вида камня. Сегодня известно около 3500 видов камней, однако только несколько десятков распространены на поверхности земли.
Приро́дный ка́мень - натуральный строительный материал.

Натуральным камнем называют все горные породы, используемые в строительстве. К ним можно отнести мрамор , гранит , туф , сланец , песчаник , и звестняк и оникс .

Природный камень является одним из древнейших материалов, используемых людьми для строительства домов или облицовки фасадов. Благодаря красоте, прочности и долговечности природный камень является украшением дворцов, храмов, усадеб или обычных домов. В интерьере природный камень можно использовать в разных вариациях.

Чаще всего натуральные камни используют при облицовке зданий, как изнутри, так и снаружи. Для внутренней облицовки используют специальные мраморные или гранитные обои. Сочетание мозаичных рисунков и узорчатых структур придают внешнему виду красоту и богатство.

Также очень популярна облицовка фасадов природным камнем. Во-первых, это привлекательный внешний вид, а во-вторых, это очень экологичный и при этом очень прочный материал. Также природный камень износостоек, морозоустойчив и почти не впитывает влагу. Недостаток этого материала - относительная дороговизна.


Драгоценные и полудрагоценные камни - минералы , которые обладают красивым внешним видом (как правило, только после полировки или огранки) и при этом достаточно редки, а как следствие и дороги. Их широко используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекц иях , используют как банковские активы. Трудно отличимые на вид имитации большинства драгоценных камней изготавливаются искусственно, имитации или подделки многих драгоценных камней делались ещё во времена Древнего Рима (в наши дни такие синтетические камни и имитации самоцветов весьма популярны, так как стоят намного дешевле). В 1902 году французский химик М. А. Вернейль впервые получил и начал поставлять на мировой рынок синтетические рубины , а чуть позже синтетические сапфиры и синтетическую шпинель . Появление большого количества синтетических камней не снизило , а, наоборот, повысило значение и стоимость натуральных, природных самоцветов. Менее редкие минералы часто называют полудрагоценными.

Изучением драгоценных камней как минералов и поисками способов их точного распознавания от синтетических подделок занимается раздел мин ералогии , называемый гемм ология .

С развитием человеческого общества и освоением природы выявлялись все новые полезные свойства камня, ширилось его применение и усложнялась его история. Поэтому современная жизнь немыслима без камня.

1.4.Камни вокруг нас.

Галит.

Со многими минералами мы действительно имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день - с самым жизненно важным, незаменимым минералом № 1 - обыкновенной поваренной (каменной) солью, галитом. Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который геологи называют галит. Соль не только растворена в морской воде. Она встречается и в горах в виде кристаллов. Такая каменная соль и называется галит. Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. Название происходит от греческого «галлос» - морская соль. По цвету он преимущественно белый, бывает бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет.

Каменный уголь.

Этот камень я нашла во дворе у бабушки. Оказалось это жар-камень.

Этот горючий камень в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит.

С давних пор жар-камень в домашнем очаге для человека тепло в стужу сберегал. Горючей силой своей, он машины двигать научился. Огненное тепло жар-камня люди научились в электричество превращать. Жар-камень, свет-камень, а на вид скромный темный камень, нипочем ни скажешь, что в нем столько тепла и света прячется. Это конечно – каменный уголь.

Откуда же он взялся? Все началось много, много лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни и деревья погибали. И гиганты падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливается толстый слой слежавшихся растений. То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превращается в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердеет, каменеет и превращается в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливается, то постепенно превращается в черный каменный уголь, а потом в антрацит.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины , рыболовецкие сети, краски и лаки.

Вот такой он сильный, красивый и радужный, этот черный скромный камень, добытый из воздуха и света древними растениями. Разве ни чудо!.

Гранит.

Этот пестрый камень я нашла у дороги. В энциклопедии “Всемирная география” в руководстве для начинающего геолога я обнаружила своего незнакомца – это гранит.

Гранит! В самом этом слове слышится твердость и сила. А ведь название свое этот могучий камень получил от слова “зерно”. “Гранум” - так на древнем языке – латыни – звучат слова “зерно”, “зернышко”, “крупица”. От слова “гранум” и пошло название “гранит”.

Если вглядеться в отполированный гранит, то можно увидеть, что он весь словно составлен из каменных зерен. И они не только разные по цвету, они еще и разного вида. Гранит состоит в основном из трех камней – сверкающего кварца, темной слюды, цветастого полевого шпата. Больше всего в граните полевого шпата, он и придает ему цвет. Если шпат красноватый, то и гранит кажется нам красноватым, если шпат серый, то и гранит серый…

Гранит – это могучий строительный материал.
Мел.

На этот камень указала мне моя мама. Но ведь он совсем не похож на камень, удивилась я. С этим камнем каждый школьник знаком, мы пишем им на доске. Конечно же, это мел.

Жили когда-то в древнем море-океане маленькие существа-рачки, морские улитки и иной морской народец. Много ли их было в море-океане? А как в облаке капель. И у каждой капельки-улитки был свой собственный домик – раковинка. И весь океан этими живыми облаками был полон, как небо перед дождем.

И, правда, сыпался “дождь” из отживших свой срок ракушек на дно морское. Тысячи лет без перерыва продолжался ракушечный ливень. А вместе с ракушками опускались на дно скелеты разных морских существ, и панцири рачков, и обломки построек, которые делают мелкие морские жители. Все это перемешивается и слеживается под водой в самый настоящий камень – ракушечник. Прошло очень много лет, и там, где было морское дно, теперь суша. Ведь поверхность Земли все время в движении – поднимается, опускается, собирается в огромные складки…происходит это очень медленно. Много, много лет назад толстое ракушечное одеяло укрывало морское дно, а сегодня мы можем путешествовать по горам, которые сплошь состоят из белого камня – известняка.

На суше с этими морскими камнями-известняками за долгое время происходят разные изменения, и образуется наконец-то наш помощник мел.

Глина.

2. обращение к компьютеру,

3.наблюдение,

4.исследование образцов из коллекции.

^ План исследования был таким:


  1. Изучить происхождение камней, выявить свойства камней при помощи опытов и экспериментов, их применение в повседневной жизни человека.

  2. Узнать как можно пополнить коллекцию минералов.
Итак, что такое камень?

Камень это природный материал и горная порода, использующийся во многих областях промышленности, в том числе в строительстве.

С чего же начинается история камня?

По мнению ученых камням столько же лет, сколько нашей планете. Камень является составной частью земли и он неотделим от Земли.

У каждого камня есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Сегодня известно около 3500 видов камней.

Природный камень - натуральный строительный материал. Люди его используют при облицовке зданий как изнутри, так и снаружи.

Драгоценные и полудрагоценные камни обладают красивым внешним видом, они достаточно редки и дороги. Их используют для производства ювелирных изделий , собирают в коллекциях , используют как банковские активы.

Со многими минералами мы имеем дело в повседневной жизни. И буквально каждый день.

Минерал № 1 - обыкновенная поваренная (каменная) соль, галит. Белого цвета. Используется в повседневной жизни для готовки пищи.

Минерал № 2. Мел. Однородный, мягкий, рыхлый, хорошо пишет на доске.

Минерал № 3.Каменный уголь . Черного цвета, однородный, твердый.Используется в изготовлении пластмассовых игрушек, лекарств, лаки и краски, в получении тепла и энергии.

Также я собрала 20 видов камней из серии журнала «Энергия камней». Вот они какие красивые, посмотрите. Теперь я вам хочу показать какими свойствами обладают эти камни .

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.

Опыт № 2. Определение размера.

Вывод: камни бывают разных размеров.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Вывод : поверхность камня имеет разные рисунки: Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д..

Опыт № 4. Определение веса камня.

Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Опыт № 5. Определение температуры.

Камни холодные. Кладем их на ладони, делаем вдох носом, а выдох через рот.

Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются.

Опыт № 6. Определение плотности (определяем при помощи губки)

Вывод: камни твердые, плотные.

Опыт № 7. Определение плавучести.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.

Проведя свое исследование, я установила, что :

Из камней, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
- известно около 3500 видов камней;
- процесс образования камней происходит глубоко в недрах Земли;
- единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
- минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
- искать минералы для коллекции можно везде!

На основе полученных мной данных можно сделать вывод, что наша жизнь без камней была бы значительно сложнее, мир камней не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
Мне очень интересны камни. Я буду продолжать собирать коллекцию камней.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Новоульяновский детский сад общеразвивающего вида «АБВГДейка»

Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня»

Казанцева Татьяна Александровна

МДОУ Детский сад «АБВГДейка»,воспитатель

г.Новоульяновск, 2015 г.

Проект: Создание мини-музея «Загадочный мир камня».

Вид проекта : групповой, информационно-познавательно-исследовательский. Форма презентации : оформление мини-музея камня, экскурсия в музей (проводят дети старшей группы) Направление - естественно-научное, с элементами краеведения. Продолжительность проекта: долгосрочный. Сроки и место проведения проекта: сентябрь -март., МДОУ Д/С «АБВГДейка» Участники проекта: Дети старшей группы (5-6 лет), родители воспитанников, воспитатели группы. Актуальность проекта. Еще в дошкольном детстве ребенок должен научиться ориентироваться в природе, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения живой и неживой природы, экосистемы региона, страны в целом. А давайте мы внимательно посмотрим под ноги, поднимем и рассмотрим одно из загадок природы – камень. Мало кто задумывался о том, что земля состоит только из двух компонентов, камня и воды. С древних времен известна связь человека с природой и с камнем. Камни и минералы- это удивительные дары природы.Люди с большим уважением относились к загадочным и таинственным силам камней.

Знакомство детей с полезными ископаемыми Ульяновской области, добываемыми в карьерах города Новоульяновска, просто камнями, найденными на берегу нашей реки Волги, способствует расширению кругозора детей, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, знакомству с профессиями людей. Приобщение детей к экспериментальной, исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса к природным богатствам.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе проектной деятельности. Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников,для формирования целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента, итог- создание мини-музея «Загадочный мир камня».

Задачи проекта:

Формировать навыки исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира; Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня, обследовать камни, называть их свойства и особенности, классифицировать камни по их отличительным признакам.

Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Обогащать словарный запас дошкольников, активизировать мыслительные способности.

Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.

Развивать любознательность, интерес и бережное отношение к разнообразным природным ресурсам Ульяновской области и родного города.

Содержание проекта:

Проект создания мини-музея «Загадочный мир камней» знакомит детей старшего дошкольного возраста с разнообразием и свойствами разных камней, их особенностями, значением и многообразном использовании их человеком. У детей развивается интерес к объектам неживой природы, формируются нравственно- патриотические чувства по отношению к малой Родине.

Ход проведения проекта

Раздел программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

Познавательное развитие

Исследовательская деятельность

Речевое развитие

Продуктивная деятельность

Работа с родителями

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики рук:

«Подбери такой же камень», «Узнай на ощупь»,

«Мозаика из камней», «Каменный лабиринт», «Выложи камешки по шаблону».

Настольно-печатные игры:

«Что из чего сделано», «Шашки», «Полезные ископаемые», «Подбери камешек» (закрепить названия природных и искусственных камней).

Сюжетно-ролевые игры: «Мы -геологи», «В пещере горного короля», «В ювелирной мастерской», « Мы- шахтеры».

Строительные игры: «В Новоульяновском карьере»,

«Добыча полезных ископаемых».

Подвижные игры: «Камень-бери», «Мы- скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень».

Цикл тематических занятий на тему: « «Камни- это интересно», «Что такое полезные ископаемые и как их добывают?», «Полезные ископаемые Ульяновской области», «Знакомьтесь-аммониты», «Симбирцит- камень, который приносит удачу», « Камни, которые пишут», «Вулканические камни», « Камни, рожденные морем».

«Значение камней и их польза для людей», «Наш цемзавод».

Изготовление и оформление экспозиций мини-музея «Загадочный мир камня».

Знакомство с профессиями родителей: каменщик, экскаваторщик в карьере (приглашены с выступлениями в группе).

Создание альбомов «Мир камней», «Камни из которых строят», «Камни, которые лечат»

Сбор коллекции камней. Рассматривание коллекций камней.

Опыты с камнями:

Соль (вырастили кристаллы соли, соленая вода не дает утонуть предмету), Вода и камень (как вода разрушает камни), Самый тяжелый и легкий (сравнение камней по весу), Есть ли в камне воздух? Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? ,“Почему говорят- крепкий, как камень», «Что внутри горы?» Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит)? .

Рассматривание камней через лупу -Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т.д.) .

Составление детьми творческих рассказов «Хорошо – плохо»-свойства камня (ТРИЗ), «Если б я стал камнем».

«Угадай какой я камень нашел?» -составление мини-рассказа описания найденного камня.

Создание и иллюстрирование альбома «Сказания о камнях».

Видеофильмы и диафильмы: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»,«Серебряное копытце»;

Чтение книги «Приключения Мелочка »-авторская книга Романовой.В.Н.г. Новоульяновск;

Чтение- Н.И.Сладков «Сушёные камни», «Похлебка из камней»-итальянская сказка; «Медведь-камень»-японская сказка, Е.Каретникова «Русалкин камень»,А.Агафонова «Сказка о гноме и камне-радуге»

Заучивание детских стихотворений о камнях, авторы-В.Кулаев, Е.Шендрик, А.Орлова, С.Островский.

Изо-деятельность: « Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу) , рисование камешком на песке,

рисование сюжета на камне, рисование песком,солью,

мелками на асфальте, простыми карандашами.

Составление панно и коллажа из камней.

Конструирование: сооружение построек и поделок из камней: «Дворец из камня», «Каменные замки», «Домик Наф-Нафа».

Изготовление макетов: «Вулканы и горы», «Камни которые пишут», «Камни рожденные морем», «Драгоценные камни», «Аммониты», «Симбирциты».

Оформление мини -энциклопедии “Мир камней” для детей- дошкольников.

Изготовление поделок из природного камня «Что из чего?»

Изготовление настольных игр с использованием камней «Крестики-нолики», «Пятнашки».

Выставка совместных работ родителей и детей из камня: «Каменные шедевры».

Встречи с интересными людьми. Рассказ о профессии.

Экскурсия к реке Волга.

Оформление в группе мини-музея «Загадочный мир камней» (активная помощь родителей) Презентация музея (представляют дети).

Ожидаемый результат:

У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия,Ульяновская область,г.Новоульяновск. Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Воплощают идеи в творческой деятельности.

Использование результатов:

Результатом этого проекта стало приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, новых знаний,что позволило сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

1.Голицын.М.С. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.

2.Дыбина. О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.

3. Дыбина. О.В. Ребенок в мире поиска / О.В.Дыбина.-Москва. Творческий центр 2007

4.Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.

5.Рыжова Н.А. «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.

6.Рыжова Н.А. «Мини музей в детском саду» М,Линка – Пресс, 2008г.

6.Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет)- Издательство Мозайка – Синтез 2008г.

7.Материалы интернет-сайтов.