Уход

Почему ребенок ковыряет в носу и как его отучить. Почему дети ковыряют в носу, едят «козявки» и как на это реагировать? Проблемы материнства и отцовства

Почему ребенок ковыряет в носу и как его отучить. Почему дети ковыряют в носу, едят «козявки» и как на это реагировать? Проблемы материнства и отцовства

Родительское воспитание, помимо прочего, заключается в формировании у детей здоровых привычек и устранении опасных. А что делать, если ребенок ковыряет в носу? В каких случаях такая привычка вредна? Когда начинать с ней бороться?

Чтобы оценить многогранность и сложность диагностики, достаточно представить карапуза, посасывающего палец или ковыряющего в носу. Такая картина не вызывает осуждения, разве что – улыбку. Другое дело – взрослый. Палец молодого человека, орудующий в носовой полости, вызывает у многих бурю негативных эмоций: осуждение, возмущение и даже брезгливость. Негатив заключается не только во внешней непривлекательности, но и в опасности для сосудов, расположенных в полости носа.

Слишком частое и активное очищение носа с помощью пальца может попросту нарушить целостность сосудов, вызвав носовое кровотечение. Отсюда напрашивается вывод, что ковыряние в носурасценивается, как плохая привычка, при условии слишком частого повторения, приобретающего навязчивую форму.

Физиологические причины

Внутреннее пространство носа покрыто эпителием и слизью. Благодаря большому количеству нервных окончаний попадание посторонних предметов тут же вызывает раздражение слизистой, а за ним и чихание, позволяющее избавиться от инородного тела. Иногда с такой же целью и сами люди ковыряются в носу, и тогда это действие следует считать физиологически необходимым, никоим образом не связанным с плохим воспитанием.

Более того, к такой же категории относится и ковыряние в носу с целью избавиться от корочек, возникающих из-за подсыхания слизистой и вызывающих некоторый дискомфорт при дыхании. Получается, что эта привычка продиктована насущной потребностью организма.

Психологические причины

Уходя корнями в самое детство, привычка держать палец в носу у большинства людей проходит сама собой. Периодическое проявление такого действия не относится к психическим расстройствам. Если же этот процесс приобретает сильно выраженный постоянный характер, психологи чаще всего диагностируют психическое отклонение – ринотиллексоманию. Отличие подобного состояния заключается в том, что ребенок ковыряется, не стремясь очистить носовую полость, а в силу непреодолимого желания, вызванного следующими факторами:

  • стрессом;
  • тревогой;
  • холодностью и давлением взрослых;
  • утомляемостью и излишней возбудимостью, вызванной нарушениями режимных моментов.

Ковыряние считается психологически здоровым, если такое действие продиктовано познавательной активностью раннего возраста. Подобная любознательность проявляется до 3-летнего возраста и выражается в том, что ребенок стремится изучать все вокруг, в том числе, собственное тело.

Старшие дети (до 7 лет) постоянно что-то выковыривают из носа при наличии у них невротических реакций. Вредная привычка позволяет получить небольшое облегчение и избавиться от тревоги. В таком случае желательно посещение психолога и невролога.

Младшие школьники (до 12 лет) занимаются этим, попросту не имея носового платка и думая, что для окружающих сие действие незаметно. Старшие школьники иногда выражают таким способом вредный характер, свойственный психологии подростка.

Помимо выше перечисленных причин, ковыряние в носу иногда служит сигналом более серьезной генетической патологии, например, синдрома Смита-Магениса.

Секреты избавления от навязчивой привычки

Когда нет генетического или психиатрического основания, ответ на вопрос, как отучить ребенка ковырять в носу, помогут получить ниже приведенные рекомендации. Сначала устраняется физиологический фактор, являющийся главной причиной ковыряния в носу – хроническое появление в носу комочков слизи, засыхающих и вызывающих дискомфорт. Избавиться от корочек можно с помощью следующих мероприятий:

  1. Устранение затяжного насморка, требующего применения капель и промывания.
  2. Понижение температуры в помещении и повышение процента влажности воздуха – жаркая и сухая среда ведет к пересыханию даже здоровой слизистой. Достаточно почаще проветривать, периодически пользоваться увлажнителями и поддерживать температуру до 18-22 градусов. Можно также воспользоваться специальными спреями для носа с морской водой.
  3. Проверка носа на предмет наличия мелкой детали: пуговицы, игрушки и т.д. Если это действие окажется оправданным, то следующим шагом должно быть срочное обращение к доктору.

Исключив все физиологические причины, взрослый переключает внимание ребенка на более интересные занятия либо создать определенные препятствия для нежелательного действия. Например, обрезать ногти – короткими ногтями ковыряться в носу очень неудобно, поэтому дети со временем перестают это делать. Отвлечь можно на занятия, включающие работу руками: поделки, рукоделие, игру на музыкальных инструментах и т.п.

Последним аргументом против вредной привычки должно стать спокойное объяснение, что «это некрасиво и неприятно для окружающих». Скорее всего, сразу привычка ковырять в носу не исчезнет – рефлекс все-таки! Поэтому следует договориться о том, что поначалу будет помогать взрослый, напоминая о необходимости контролировать собственные руки. Со временем у ребенка сформируется собственный «контролер», который поможет справиться с неприятным рефлексом.

Вспомогательными мероприятиями, как для детей, так и для взрослых, является регулярное освобождение носа от скопления слизи – ежедневное утреннее и вечернее промывание носовых пазух. Лучше всего для этого подойдет теплая вода с минимальным количеством растворенной морской соли.

Если все выше упомянутые действия не помогли отучиться от ковыряния в носу, то помочь с ринотиллексоманией сможет только квалифицированный специалист. Доктор выяснит, что провоцирует хроническую форму такого состояния и разработает программу терапии, позволяющей избавиться от него.

Добрый вечер, Алена! Тревога Ваша понятна. Попытаемся разобраться в причинах.

1. Очевидной причиной может явиться терапия и стационарное лечение. Это совсем неприятные моменты. Следовательно, это могло оставить след в психике.

2. Возможны и другие причины: семейные, социальные, личные (дефицит внимания: таким образом ребенок пытается его к себе привлечь, а если не получает, это действие помогает ему успокоиться).

3. Ребенку может быть просто приятно грызть или ломать ногти, это доставляет ему физическое удовольствие. Очень возможно, что это удовольствие как бы суррогат других более приятных действий, ему недоступных.

4. Эта привычка вновь возвращает его в детство. Иными словами, держа палец во рту, ребенок производит знакомое с младенчества движение. Он как бы хочет сказать, что период младенчества до сих пор очень важен для него и в каком-то смысле он еще не готов к более взрослой жизни.

5. Привычка грызть или ломать ногти дает выход агрессивности ребенка. Он злит тем самым родителей, даже если иногда делает себе больно. Поэтому зачастую сам по себе по добный поступок - проявление враждебности. Глагол «грызть» выражает именно это понятие.

6. В душе его заложен мощный импульс, побуждающий его грызть или ломать ногти, чем он и освобождает себя от груза агрессивных стимулов. Насколько легко возникает у малыша подобная привычка, настолько же трудно ему избавиться от нее. Угрозы, награды, наказания и все другие похожие приемы тут абсолютно не рекомендуются!

Желание грызть ногти – следствие, задача родителей – найти и устранить причину проблемы. Другими словами, важно понять, что вызывает у ребенка тревогу, стресс, депрессивные состояния.

Можно попытаться проанализировать в какой момент он начинает это делать. Ругать и наказывать бессмысленно, это очень сильное влечение.

Постарайтесь следить за состоянием ногтей ребенка более тщательно: стригите их, как только они отрастут. Таким образом, у ребенка не будет соблазна грызть ногти.

В борьбе с вредной привычкой будет полезна сказкотерапия. Придумайте историю о двух персонажах, один из которых не любил мыться и часто грыз ногти, и о втором – опрятном и добром. С первым героем никто не хотел дружить, пока он не стал аккуратным.

После этого важно найти альтернативное занятие для малыша. Желательно, чтобы руки при нем были максимально заняты. В этом помогают настольные игры, конструирование, рисование или лепка.

Если у малыша тревожное настроение, у него стресс, важно уделять ему больше внимания, проявлять больше заботы и ласки. Если ребенок достаточно взрослый, то можно придумать общее дело, которое будет нравиться малышу. Занятие должно быть связано с рукоделием – рисование, вышивание, лепка, бисер и прочее. Благодаря этому, нервная система перенаправлена на другую цель, о привычке ребенок просто забывает.

Малышам можно подарить специальные антистресс-игрушки с наполнителем, они достаточно приятные на ощупь. Кроме того, набирают популярность игрушки-трансформеры, из которых можно сделать многое. Принцип действия таких игрушек похож на рукоделие – малыш увлечен игрой, и о привычках нет времени вспоминать.

В некоторых случаях необходима помощь и работа психолога: во время сеанса психолог учит ребенка заменять привычку грызть ногти на другую, более полезную привычку – например, рисовать свои тревоги и ощущения. По ходу рисования доктор задает наводящие вопросы, и ребенок, сам того не понимая, рассказывает свои тревоги и опасения.

Легковозбудимым детям врач может назначить гомеопатические успокоительные препараты, травяные отвары. Они устраняют чувство тревоги, страха, снимают психологическое напряжение у малышей.

Крики и родительский запрет – малоэффективный способ борьбы с обкусыванием и обламыванием ногтей. Чтобы отучить ребенка от этой привычки потребуется немало времени и терпения. Малыш будет сопротивляться, поскольку данная привычка для него является приятным антидепрессантом. Родителям нужно сохранять самообладание, терпеливо применять различные способы в попытке свести вредную привычку на нет. Помните, крики только усугубят ситуацию! Вы можете потерять авторитет в глазах малыша, он замкнется в себе и своих переживаниях. При таком сценарии нейтрализовать привычку не удастся.

Вредные детские привычки, связанные с телом, – не просто источник раздражения для бабушек или свидетельство невоспитанности ребёнка, а чёткий недвусмысленный сигнал тревоги. Что это значит и как с этим быть рассказывает психолог Екатерина Бурмистрова.

Екатерина Бурмистрова

Семейный психолог

«Не ковыряй в носу», «не грызи ногти», «не соси палец, ты уже большой» – все так называемые вредные привычки только со временем становятся привычками. Корень их – в нервном расстройстве, иногда лёгком, иногда тяжёлом.

Поведение ребёнка говорит о небольшом нервном напряжении, когда он:

Навязчиво ковыряет в носу,

Сосёт палец,

Грызёт ногти,

Теребит рукава (вариант – пододеяльник перед сном)

О среднем напряжении говорит следующее поведение:

Малыш засасывает губы,

Обрывает заусенцы

О серьёзном нервном расстройстве следует задуматься, если ребёнок:

Раздирает болячки,

Вырывает на себе волосы,

Испытывает навязчивую тягу к самоудовлетворению.

Невротические привычки возникают непроизвольно. Ребёнок не делает этого специально, тем более – родителям назло. Их появление всегда говорит о повышенном нервном напряжении.

Если вы заметили признаки лёгких и средних расстройств у ребёнка, не ругайте его, тем самым вы лишь загоните проблему внутрь; будучи задавленными, эти невинные (хотя и неприятные вам) привычки могут впоследствии стать причиной серьёзных психосоматических заболеваний.

Вам необходимо понять, в чём причина стресса, и по возможности её устранить. Если вы не видите явной причины, лучше снизить темп жизни и нагрузку вашего ребёнка (реже водите в сад, откажитесь от лишних занятий, сократите количество мультфильмов и тщательно отбирайте их; если дома неспокойная обстановка, хотя бы не устраивайте ссор при ребёнке).

Сделайте «врагом» не ребёнка, а привычку; придумайте ей смешные прозвища или целую историю; обращайте внимание, когда к ребёнку снова прицепилась «ковырялка в носу» и – особенно – когда он успешно справился с ней (хотел поковырять и остановился).

Если вы заметили самые первые невротические проявления, и они не успели стать привычкой, переключите внимание ребёнка с собственного тела на другие «разряжающие» предметы: гибкие карандаши, игрушки с шариками-наполнителями и т. д.

В психологической литературе описаны 72 невротические детские привычки. Особенно подвержены подобным реакциям одарённые дети и дети с повышенным уровнем интеллекта. Испытывая большие нагрузки, занимаясь творчеством (рисованием, музыкой, балетом), они часто становятся чрезвычайно впечатлительными.

Что же делать, если вы впервые столкнулись с такими проявлениями?

Признайтесь себе, что вы растеряны. Это не страшно: родители тоже могут растеряться.

Не торопитесь с ответной реакцией. Сформируйте свою политику, согласуйте её со всеми взрослыми, участвующими в воспитании (папой, бабушкой и т. д.). Приготовьтесь к систематическому ласковому, но твёрдому наставлению. Умение контролировать себя формируется постепенно. Придумайте слова, доступные уровню понимания ребёнка. Понаблюдайте, в какие моменты малыш более подвержен навязчивым действиям (перед засыпанием, перед телевизором, когда мама не уделяет внимания, задумался...). Самое лучшее – переключить его внимание на что-то действительно для него интересное.

Возможно, ребёнку не хватает вашего тепла, телесного и эмоционального контакта. Обнимите его, погладьте, поцелуйте. Отложите по возможности запланированные дела, если обычно вы мало проводите времени вместе. Ежедневные успокаивающие ванны по 20–25 минут и лёгкий массаж помогут снять напряжение.

Оторву, зашью, заклею!

Однако если вы имеете дело с такой невротической привычкой, как навязчивое изучение половых органов (самостимуляция, онанизм), тактика будет иной.

Прежде всего нужно признать, что, как правило, родители, столкнувшиеся с этими проявлениями у своего ребёнка, испытывают:

панику и раздражение (вероятно, оно родом из детства, когда такие действия запрещались строго и властно),

растерянность (ведь современное общество диктует новые условия, и каждый родитель страшно – и совершенно беспочвенно – боится создать своему ребёнку комплексы в сфере сексуального развития).

Отсюда две самые распространённые реакции:

Полный ступор

Резкие слова и непродуманные действия.

Скажем сразу, что ни первая, ни вторая реакция не пойдут на пользу вашему ребёнку.

Итак, вы увидели, что ваш ребёнок занимается самостимуляцией. Не разрешайте себе кричать, ругаться, объявлять бойкот и угрожать («оторву, зашью, заклею»); обсуждать эту ситуацию с другими взрослыми при самом ребёнке; оставлять ситуацию как есть; ставить на ребёнке клеймо («хорошие дети так не делают!»).

Уважаемые родители, самоисследованиями занимаются все дети. Изучать себя – это нормальное поведение ребёнка. А настойчивость и интенсивность самоизучения очень сильно зависят от характера ребёнка. Темпераментные дети всё делают с увлечением.

Однако логичное поведение родителя в данном случае – ограничивать это изучение. Подобное ограничение входит в европейскую культурную норму, как чистка зубов и пользование туалетом. Кроме того, ранняя стимуляция эрогенных зон неизбежно замыкает ребёнка на себе.

Обычно самоисследованием начинают заниматься дети 1–1,5 лет. В этом возрасте, чтобы отвлечь, достаточно… просто одевать их.

Самоисследование после 2 лет можно останавливать словами, причём без долгих пояснений. Достаточно сказать «сядь красиво». В этом возрасте нормы усваиваются быстро, и подобные действия редко становятся привычкой.

Если же привычка сформировалась, значит:

Вы вовремя не остановили ребёнка,

Сама обстановка в семье является фактором стресса,

Ребёнок недополучает родительского тепла.

На деликатные темы и разговаривать с ребёнком нужно очень деликатно!

Возраст ребёнка 4–5 лет

Прежде всего обозначьте, что с ребёнком происходит («многим мальчикам и девочкам, которым столько же лет, сколько тебе, хочется потрогать себя»). Верните его к нормам семьи («мы так не делаем»).

Родителям важно помнить, что умение контролировать себя у детей формируется постепенно, и не ждать мгновенных результатов.

Возраст ребёнка 6–7 лет

Если вы уже обсуждали со своим ребёнком тему «Откуда берутся дети», можете доступно объяснить ему, что эти органы берегут именно потому, что они участвуют в деторождении и бережное отношение к ним очень важно для того, чтобы в будущем родились здоровые дети.

Объясните, что эти части тела называются интимными, они очень нежные и чувствительные, мы бережём их, даже на пляже прикрываем купальниками, содержим в чистоте.

Чек-лист: границы нормы самоисследования половых органов:

раз в 2 недели – нормальное поведение, требует лёгкого притормаживания и наблюдения;

раз в день в определённый момент – любопытство закрепилось в привычку, и с ней нужно работать;

непрерывно (независимо от ситуации, в гостях и на уроке) – готовая невротическая привычка; требуется помощь психотерапевта, невролога; нужна выработанная позиция.

Изначально текст был опубликован на сайте krokha.ru - мы публикуем его с разрешения редакции.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram . Всего 1-2 поста в день.

Самая распространенная детская вредная привычка - это ковыряние в носу. У одних она проходит с возрастом, и став школьником ребенок уже не допускает себе подобных вольностей. Другие продолжают выполнять эти действия автоматически, даже став взрослым. Сегодня поговорим о том, как отучить ребенка ковыряться в носу.

Современные исследования

Конечно, мы привыкли ругать малышей и считать это признаком дурного тона. Уж больно не эстетично выглядит это зрелище. Однако остановитесь, с наказаниями вы всегда успеете. Перед тем как думать, как отучить ребенка ковыряться в носу, неплохо бы понять, почему он это делает. Многие родители убеждены, что он просто изучает естественные отверстия своего тела. Но педиатры нашли другую закономерность.

Аллергия или плохая привычка

Чаще всего ковырянием в носу увлекаются дети, которые страдают аллергическими реакциями. Это легко объяснить. Аллергия провоцирует повышенное отделение слизи в носу. В свою очередь она засыхает и образует корочки. Ничего удивительного в том, что малыш пытается вытащить то, что застряло при помощи пальчиков. Поэтому не торопитесь искать способы, как отучить ребенка ковыряться в носу. Скорее нужно обратиться к грамотному врачу, который пропишет промывание носа или специфическое лечение. Тогда проблема решится сама собой.

Почему так важно решить эту проблему

Все мы хорошо понимаем, что любое действие может закрепиться на уровне условных рефлексов. Потом и причины не будет, а действие останется. Поэтому ждать, пока малыш переболеет и перерастет тоже нельзя. Отучать от этой привычки нужно параллельно с лечением причины, которые ее породили.

Это необходимо не только потому, что ковыряние в носу вызывает ужас у окружающих. Это вполне можно пережить. Самое главное, что такими действиями ребенок может нанести вред собственному здоровью.

В чем заключается опасность

Так как отучить ребенка ковыряться в носу за один день не получится, то у вас есть время собраться с мыслями, понаблюдать за ним и выработать план действий. Итак, у ковыряния в носу есть несколько неприятных последствий:

  • Частые инфекции. Это не бабушкины сказки, так и есть на самом деле. Таким способом они облегчают проникновение бактерий и вирусов.
  • Не зря родители с такой тревогой спрашивают педиатра, как отучить ребенка ковыряться в носу и есть козявки. Представьте себе картину. В нос попали бактерии или вирусы, где их перехватили специальные волоски со слизью. Но тут малыш полез в нос, подхватил их на ногти и отправил в рот. Бактерии только этого и ждали. Получается, что болеть кроха будет намного чаще и сильнее, чем обычно.
  • Нос - это фильтр для сбора пыли, грязи и бактерий. И чем меньше нарушаются его границы, тем лучше.
  • Чрезмерное ковыряние приводит к кровотечениям из носа. Это провоцирует воспалительный процесс.

Ну, и наконец, это может перерасти в навязчивое состояние. Даже став взрослыми, они все равно будут сохранять желание очищать пальцами полость носа. В этом случае нужно обязательно пройти лечение у соответствующих специалистов, психотерапевтов и психологов.

Что делать родителям

В первую очередь всех интересует, как отучить ребенка ковыряться в носу. Комаровский рекомендует не торопиться с наказаниями. Главное - выяснить, для чего он это делает. Для начала просто понаблюдайте за его поведением.

  • Если в процессе игры он нетерпеливым движением пытается достать из носа что-то, что ему мешает и вернуться к своему занятию, это может говорить о вялотекущей инфекции. Слизь вырабатывается в большем количестве, что приводит к ее засыханию и образованию корочек.
  • Выполняет продолжительные поисковые действия в носу, а затем тянет руку в рот, с намерением съесть найденное.
  • Ребенок может жаловаться на наличие посторонних предметов в носу.

Еще один момент. Так как отучить ребенка ковыряться в носу в 2 года насильно не получится, вам придется найти причину. Если малыш полностью здоров, можно заподозрить излишнюю сухость воздуха. Слизистая носа в этом случае пересыхает и покрывается корочками. Конечно, малыш будет стараться избавится от нее. В этом случае нужно выбрать более эффективные способы. Взрослые должны оптимизировать температурный режим и уровень влажности.

Если физиологических предпосылок нет

Бывает и так, что не удалось обнаружить никаких видимых причин происходящего. Ребенок здоров, показатели температуры и влажности в комнате в норме, но привычные действия продолжают совершаться, то пора поговорить с малышом. Хорошо, если он достиг возраста, когда пора идти в детский сад, так как отучить ребенка ковыряться в носу в 3 года намного легче. Он уже хорошо воспринимает пример взрослых и социальные нормы:


Придется проявить терпение, так как быстро новые привычки не вырабатываются. Отвлекайте малыша, больше с ним рисуйте и лепите, разговаривайте и объясняйте. У вас все получится.

текст: Мария Баулина , кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета. , www.psiho-sovet.ru

Навязчивые действия - повторяющиеся, стереотипные действия, которые со стороны кажутся бесцельными и часто имеют форму ритуала. Они могут проявляться в виде ковыряния в носу, накручивания прядей, обкусывания ногтей, сосания пальцев. В некоторых случаях детская изобретательность доходит до выдёргивания бровей, ресниц или волос, шмыгания носом, покашливания, кусания губ. Ребенку кажется, что если он не осуществит то или иное действие, произойдёт что-то плохое. В то же время, многие дети не анализируют свое поведение, а просто поддаются чувству беспокойства. После выполнения навязчивого действия они испытывают облегчение.

В основе самых разных навязчивых действий лежат одни психологические причины: эмоциональная холодность или давление взрослых, стресс, тревога, повышенная утомляемость и возбудимость из-за несоблюдения режима дня. Поэтому борьба, направленная на устранение лишь внешних проявлений вредной привычки, обычно приводит к её замещению новым ритуалом. Рассмотрим истинные причины ковыряния в носу, и особенности этой привычки в зависимости от возраста.

Ковыряние в носу

Эта неэстетичная привычка вызывает бурю негодования у невольных зрителей, поэтому, в отличие от многих других навязчивых действий, заставляет ребенка испытывать чувство вины. Стремясь отучить чадо от исследования содержимого носа, взрослые нарочно утрируют производимый им эффект. Ребенка убеждают в том, что никто из сверстников не захочет с ним дружить, что окружающие испытывают брезгливость, что ему никто не подаст руки и не одолжит свои вещи. Однако подобное давление производит обратный эффект.

Навязчивые действия и так доставляют дискомфорт ребенку, поскольку он не может сопротивляться возникающим «позывам». Строгие запреты и порицание усиливают тревогу, в результате чего желание залезть пальцем в нос становится непреодолимым.

От 0 до 2 лет

Малыши исследуют содержимое носа просто потому, что: а) в носу есть отверстия, в которые помещается палец; б) недра отверстий полны сюрпризов. Иными словами, ковыряние в носу в этом возрасте связано с познавательной активностью или с желанием избавиться от дискомфорта. Малютке трудно понять, что такое «неприлично» или «некрасиво», поэтому уговоры или одёргивания вызывают лишь негативизм или испуганный плач. Чтобы отучить ребенка от вредной привычки, важно учитывать его мотивы. Для этого следует предпринять следующие шаги.

Устраните объективные факторы:

1) Убедитесь в том, что нос малыша чист, и его ничего не беспокоит.

2) Если носик плохо дышит, аккуратно очистите его от корочек ватными палочками, слегка смоченными водой.

3) Проверьте, нет ли в носу посторонних предметов - с малышами это случается. Помните, позавчера вы потеряли ключ от почтового ящика? В носу у чада вы как раз и не искали!

4) Если в квартире сухой воздух, у ребенка может возникнуть чувство заложенности в носу. Использование увлажнителя и частое проветривание помогут устранить дискомфорт.

5) Обратите внимание на то, сколько ребенок пьет. Недостаток жидкости в организме вызывает сухость слизистых оболочек. Время от времени предлагая малышу попить, вы решите эту проблему.

Проанализируйте субъективные причины:

1) Ребенку скучно. Лучшее средство от скуки в этом возрасте - двигательная активность. Можно пощекотать малыша, предложить попрыгать, поиграть с мячом, посмотреть в окно. Отвлечение от навязчивых действий и переключение внимания на интересную, динамичную деятельность - самый продуктивный способ воздействия на кроху.

2) Малыш чего-то боится или стесняется. Мама не всегда может обнять и успокоить, а нос - вот он, совсем близко. Погружая туда палец, ребенок, как бы прячется в норку. Помогите ему найти другие способы преодоления смущения. Так, малыш может убирать руки в карманы или принимать «закрытую» позу, скрестив руки на животе.

3) Ребенок пытается сосредоточиться. Многие дети вспоминают про свой нос, когда необходимо удержать что-то в фокусе внимания: например, содержание мультфильма или детского праздника. Однообразные «ковырятельные» движения способствуют погружению в себя и приводят ребенка в состояние, близкое к медитации. Предложите ему замену: продемонстрируйте, как замечательно накручиваются на палец завязочки на кофте или вертятся пуговицы.

От 3 до 6 лет

В этом возрасте ковыряние в носу часто является разновидностью невротической реакции. Поскольку очищение носа всегда приносит чувство облегчения, ребенок стремится испытать его, когда необходимо избавиться от тревоги. Чтобы победить вредную привычку, придётся устранить причины беспокойства.

1. Внимательно отнеситесь ко всем страхам ребенка, даже самым смешным и нелепым. Дошкольники плохо представляют себе законы физиологии и анатомию человека, из-за чего у них возникает множество фобий. Например, один из самых популярных детских мифов гласит, что проглоченная жевачка может прилипнуть к сердцу и вызвать его остановку. В подобных случаях нужно подробно объяснить ребенку, почему он заблуждается, воспользовавшись адаптированной литературой, иллюстрациями или обучающими фильмами.

2. Стимулируйте активную борьбу ребенка со своими страхами. Так, если он лёг спать, и его пугает темнота, нужно усилием воли заставить себя встать, включить свет и осмотреть «подозрительные» углы в комнате.

3. Научите своё чадо жестикулировать во время разговора. Выразительные движения руками избавят его скованности и помогут сбрасывать напряжение, когда ребенок волнуется.

4. Предложите ребенку вместе бороться с его вредной привычкой. Застав его в очередной раз с пальцем в носу, поднесите зеркало к его лицу, чтобы он мог убедиться, как некрасиво выглядит со стороны. Также можно воспользоваться фотоаппаратом или видеокамерой. Заметив, что в результате совместных усилий, ребенок стал реже прятать палец в носу, не забудьте похвалить его.

Если ковыряние в носу вызвано физическим дискомфортом, в этом возрасте ребенка уже можно научить эффективно пользоваться платком: высмаркиваться поочерёдно каждой ноздрёй, вытирать нос на улице, когда выделяется жидкая слизь, а не шмыгать им, допуская, чтобы потом отделяемое загустевало. Разрешите ребенку удалять сухие корочки пальцем с помощью платка при условии, что он не будет делать это публично.

От 7 до 12 лет

Большинство младших школьников ощущает себя вполне взрослыми и самостоятельными людьми, способными позаботиться о себе. Но у многих детей желания расходятся с возможностями. Например, мальчик уверен, что заправил рубашку в брюки, причесался и высморкался, а на деле оказывается, что он лишь пригладил чёлку и поводил платком по носу, а рубашка сзади так и осталась навыпуск. Заметив свою оплошность, ребенок может начать её исправлять, полагая, что на него никто не смотрит. Необходимо убедить его в обратном.

1. Предложите сыну или дочери понаблюдать за своими ровесниками. Увидев, как другие почесываются, ковыряют в носу или поправляют одежду, школьник станет чаще задумываться о том, как он выглядит со стороны.

2. Обсуждая поведение сверстников, поговорите с ребенком о чувствах, которые он испытал, наблюдая за чужими «актами гигиены». Сделайте акцент на их уверенности в том, что их некрасивые действия остались незамеченными. Спросите, хотел бы он, чтобы его друзья испытывали брезгливость по отношению к нему?

3. Рассмотрите с ребенком ситуации, когда невозможно высморкаться, и приходится терпеть дискомфорт: например, если школьник забыл платок дома, или он остался в куртке, висящей в раздевалке. Можно спросить у учителя разрешение выйти, дождаться перемены и сбегать в столовую за салфеткой, высморкаться в умывальнике и т.д.

4. Позаботьтесь о том, чтобы дома у ребенка всегда был под рукой носовой платок. Чем прочнее закрепится правильный навык ухода за носом за то время, пока школьник находится под вашим присмотром, тем труднее ему будет пренебрегать им на людях.

Если вредная привычка сохраняется или появляется в столь солидном возрасте, можно прибегнуть к шантажу, сыграв на самых значимых мотивах подростка.

1. Практически все дети в переходном возрасте хотят казаться старше и «круче», чем они есть на самом деле. Каждый раз, когда вы видите, что подросток ковыряет в носу, начинайте сюсюкать с ним, как с маленьким. Скорее всего, это вызовет его гнев, но зато пережитые неприятные эмоции заставят в следующий раз не полениться и достать носовой платок.

2. Эксплуатируйте стремление подростка нравиться противоположному полу. При случае упомяните о том, что чистоплотность и опрятность - одни из главных составляющих внешней привлекательности. Привычка ковырять в носу способна сделать подростка неконкурентоспособным в борьбе за внимание своего избранника или избранницы.

3. Подростковый возраст - время бунта, который часто оказывается направленным против социальных норм. Рваные джинсы, немытые волосы, нецензурные выражения, опасные развлечения - что уж говорить о привычке ковырять в носу! Если вы видите, что ребенок вступил в пору нигилизма, лучше не провоцировать его на новые некрасивые поступки одергиваниями или советами. Лучше говорить подростку комплименты, отмечая его внешние достоинства и ненавязчиво высказывая сожаление о том, что из-за вредной привычки он портит красоту своего профиля.