Все о волосах

Консультации для родителей детского сада. Семейная игротека

Консультации для родителей детского сада. Семейная игротека

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Семейная игротека «ИГРЫ СО СЛОВАМИ»

Уважаемые родители! Если Ваш ребенок переставляет слоги в словах, неточно употребляет слова в речи, неправильно согласовывает их друг с другом, то … Вы можете просто поиграть с ребенком в необычные игры со словами. Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребенка богаче и разнообразнее.
Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, в праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.
Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности.
Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«ПЕРЕПУТАННИЦА»
Жили-был слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться! Слова: босака (собака), ловосы (волосы), посаги (сапоги) и др. Распутывая слова, ребенок лучше освоит их слоговую структуру!
«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок). Играя с ребенком, Вы помогаете ему обогатить словарный запас!
«УПРЯМЫЕ СЛОВА»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино и др.). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. И др.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах. Игра развивает грамматический строй речи!
«ТОЛЬКО ВЕСЕЛЫЕ СЛОВА»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, например, только веселые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только зеленые слова (допустим, огурец, елка, карандаш и т. д.), только круглые (например, часы, колобок, колесо и т. д.).
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, зима какая? (холодная, снежная, морозная). Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый).
«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»
Ребенку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакать).
«АВТОБИОГРАФИЯ»
Сначала кто-то из взрослых берет на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведет рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путем наводящих вопросов выяснить, о ком или о чем идет речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление.
Например: «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».
«ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допусти, «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?
Далее кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу».Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит в предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться? Мед - пчела- боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва.
«СЛОВА МЯЧИКИ»
Ребенок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребенок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребенок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
«ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ»
Играющие должны подбирать к словам рифмы. Свечка - … печка, трубы - … губы, ракетка - … пипетка, сапоги - … пироги и т. д.
«ЕСЛИ ВДРУГ...»
Ребенку предлагается какая-либо необычная ситуация из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например: Если вдруг на Земле исчезнут:
* все пуговицы; * все ножи; * все спички; * все книги и т. д.
Что произойдет? Чем это можно заменить?
Ребенок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдет, потому что их можно заменить: веревочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д.».
Можно предложить ребенку и другие ситуации, напрмер, если бы у меня была:
* живая вода; * цветик - семицветик; * ковер - самолет и т.д.

В кругу семьи «Учим любить зиму».

Вот вечер тучи нагоняя,

Вздохнул,завыл,

И вот сама

Идёт волшебница зима!

Пришла, рассыпалась,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брела с недвижною рекою

Сравняла пышной пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.(А.С.Пушкин).

Когда начинается зима?

Когда выпадет устойчивый снег и замёрзнут водоёмы, тогда можно сказать, что зима пришла.

Знаете ли вы,где рождается снег? Что такое снег?

Это очень много, много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов -чистые, хрупкие, сверкающие. Они тоже падают из тучи, как и дождь, но только они образуются совсем не так,как дождь. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками не прозрачного льда, который идёт иногда летом, вместе с дождём или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки. Водяные пары поднимаются высоко над землёй,где царит сильный холод. Здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это ещё не снежинки, которые падают на землю, они ещё очень малы. Но шестиугольные кристаллики всё время растут, и наконец становятся красивыми звёздочками. Снежинки медленно опускаются, собираясь в хлопья, и ложатся на землю: «Тихо, тихо снег идёт.Белый снег мохнатый. Мы расчистим снег и лёд во дворе лопатой.(М. Познанский).

«Когда повяли все цветы

Мы прилетели с высоты

Мы, как серебряные пчёлки.

Уселись на колючей ёлке

Мы полетели на поля,

И стала белою земля.»

Народные приметы о зиме.

Зима без снега- лето без хлеба.

Снег на полях- хлеб в закромах.

Следы на снегу.

Кто рисует на снегу

Крестики и точки.

Это птицы на бегу-

Оставляют на снегу

Тонкие следочки -

Крестики и точки.

Знаете ли вы?

Птиц можно подкармливать семенами тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Жареные семечки давать нельзя. Крошки чёрного хлеба для птиц вредны.

Подкорми птиц зимой, они оплатят тебе летом.

Зимние забавы.

Игры со снегом: снег и дёд- лучший материал для творческих работ-игр зимой. Дети охотно играют со снегом, как с песком. Им нравится насыпать снег лопатами в деревянные и пластмассовые коробки и в другие формочки.

Загадка.

Он стоит среди двора, смотрит чёрными глазами-

Но едва придёт жара- как зальётся он слезами.

Он в мороз смеётся веселится в снег.

Он не любит солнца этот человек. (Снеговик).

Растения зимой.

Всё зелёное, что радовало глаз весной и летом, исчезло или спряталось глубоко под снегом. Но мы можем научить своих детей узнавать знакомые деревья по некоторым признакам.

Вот вдали дерево у которого все ветки изогнуты. В середине прогибаются к низу. Наверху опять поднимаются. Это липа. Её так же можно узнать по крылатым липовым орешкам. А у ясеня на ветках целые грозди длинных плодов-крылаток. Все ветки расположены попарно. Научите детей находить клён по молодым побегам, на котором ветки расположены перекрёстно.

Мощное дерево –дуб. Его можно узнать по засохшим листьям на верхушке. Берёзу, сосну, ель дети находят без затруднения.

Сделайте с детьми.

Снеговика и другие снежные фигурки. Украсьте их цветной водой, различным природным материалом, веточками деревьев или семенами.

Решите с детьми эти вопросы.

Рассмотрите на рукаве, сколько лучей у снежинки.

Наберите полный стакан снега и стакан льда: что быстрее тает- снег или лёд?

Бросьте комочки снега в воду: потонул ли снег?

Загадайте загадки.

Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?(Зимой).

Выучите стихи.

Белая узорная звёздочка - малютка.

Ты слети мне на руку посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Оксана Малышева
Консультация для родителей «Игротека в кругу семьи»

Уважаемые родители ! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи . В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом учитывайте настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с Ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

"Только весёлые слова".

Играть лучше в кругу . Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит : "Клоун". Второй : "Радость". Третий : "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор , пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.) .

"Автобиография".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков , который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю и становится темно не только в душе. ". (Лампочка) .

Или : "Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался. " (Пятачок) .

"Волшебная цепочка"

Игра проводится в кругу . Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока , стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает , например, "пчелу". Следующий игрок , услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями . Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

"Антонимы в сказках и фильмах".

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название - антоним, а Ребёнок должен будет угадать истинное название Сказки.

Примеры заданий :

"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка") ;

"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах") ;

"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке") ;

"Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе") ;

"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");

"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях") ;

"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино");

"Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине") ;

"Деревянный замочек" - ("Золотой ключик") ;

"Если вдруг. "

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут :

Все пуговицы;

Все ножницы;

Все спички;

Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить :

"Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить : верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д. "

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была :

Живая вода;

Цветик-семицветик;

Сапоги-скороходы;

Ковёр-самолёт и т. д.

"Подбери слово".

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная) . Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый) .

"Кто что умеет делать".

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прагать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

"Антонимы для загадок".

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем Взрослый загадывает Ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше) ;

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть) ;

Хвост очень длинный (значит, короткий) ;

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит) ;

Очень любит солёное (значит, сладкое) .

"Весёлые рифмы".

Играющие должны подбирать к словам рифмы.

Свечка -. печка;

Трубы -. губы;

Ракетка - пипетка;

Слон -. поклон;

Сапоги -. пироги и т. д.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры внутри семьи». В жизни и воспитании ребенка особое место занимает игра. Полезная игра воспитывает детей, организует их поведение. Дома у каждого ребенка.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека) Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«ИГРАЕМ В КРУГУ СЕМЬИ»

Учитель-логопед:

Зимина И. А.

Речь, во всём её видовом многообразии, является необходимым компонентом общения. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения. При нормальном развитии у детей дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении со взрослыми и сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей деятельности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

У детей с речевой патологией обнаруживается сложное сочетание нарушений речи. Нарушение речи отрицательно влияет, прежде всего, на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с речевой патологией отмечается недостаточная гибкость и динамичность мыслительных операций, более замедленный темп чувственных действий, повышенная психическая истощаемость. Всё это входит в синдром дефицита внимания, часто проявляющегося при речевой минимальной мозговой дисфункции, являющейся первопричиной речевых нарушений (ОНР, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, стёртые формы дизартрии).

В структуре речевого дефекта выявляются более многообразные психические симптомы: недостаточность психической активности и регуляции деятельности, быстрая утомляемость, низкая работоспособность, нарушения познавательной деятельности, обусловленная двигательными расстройствами (астенизация мыслительных процессов, понижения уровня устойчивости и переключения внимания, нарушение со стороны эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость), снижение слухоречевой и зрительной памяти, фонематического слуха, трудности в организации восприятия и движений, нарушения со стороны как общей, так и мелкой моторики), чаще нарушены тонкие дифференцированные движения, нарушения зрительно- моторной координации движений. Все выше перечисленные симптомы сопутствуют речевым нарушениям, в последнее время чаще с ОНР, при котором страдает вся речевая система в целом: отмечается бедность, неточность словаря, нарушения фонематической стороны речи и лексико-грамматической, нарушения восприятия и воспроизведения слоговой структуры и звуконаполняемости слов, недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Определённое значение в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи являются дидактические игры экологического содержания.

За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живёт в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа всё больше "притесняется": разрастаются города, вырубаются леса, заболачиваются пруды и озёра, загрязняются земля, вода в реках и морях, воздух. Обострённое внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей педагогов пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

"Экология" в переводе с греческого (экос - дом, жилище, Родина; логос-учение) означает - наука о Доме - Родине.

Цель экологического воспитания: - формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи экологического воспитания: формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными; воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду; воспитывать у детей заботливое отношение к природе, путём целенаправленного общения их с окружающей средой; - средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.

Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых.

Формируя систему знаний о природе, нельзя забывать об игре - важном средстве формирования экологической культуры развивающейся личности. Игра доставляет ребёнку большую радость, потому что даёт ему возможность активно действовать. "Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир и, прежде всего и легче всего, в игре, игрой. " (М.Горький)

Экологическое воспитание детей необходимо построить на игровой основе. Важное место среди игр занимают игры экологического содержания. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры развивают мыслительные способности, связную речь, память, внимание детей, умение использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Такие игры чаще всего бывают совместными и требуют двух-трёх и более участников. А все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, толерантность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.

Экологические игры бывают :

    ролевые;

    дидактические;

    имитационные;

    соревновательные;

    игры-путешествия.

Ролевая игра «Строительство города», «Строительство различных объектов». Цель игр: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.

Дидактические игры: «Кто где, живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания), «У кого какой дом?» (об экосистемах); «Живое – не живое», «Птицы-рыбы-звери», «Что потом?» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Имитационные игры способствуют развитию у детей наблюдательности, развитию воображения, внимания, пластики.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, экологические викторины, «Поле чудес», «Что, где, когда?» и т. д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, в жаркие страны и т.д.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

«Рассели животных по Земле» (знакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям).

«Исправь ошибку» (Игра построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание).

«Кто поможет малышу?» (Уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания).

«Какого животного или растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять игрушек (животное или картинка). Дети запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку или картинку. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное или растение стояло ещё.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают для зверей, угадывают, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Я знаю». (Игра с мячом)

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша волка – волчонок» и возвращает мяч воспитателю.

« Кто, где живет»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «заяц» - начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Эколуноход»

Все становятся вкруг. Первый участник заходит в круг, становится на четвереньки и, ползая по кругу, подражает повадкам какого-либо животного и рассказывает о нем, например: я медведь, я косолапый, зимой я сплю в берлоге, а летом ем малину и ищу мед... и так все участники по порядку.

«Дикие животные наших лесов». (Обобщение)

Кого ты видишь на каждой картинке? Назови двумя словами всех, кто нарисован. Что ты знаешь об этих животных? Чем питается каждый из них? Назови хищных и травоядных животных. А какие животные всеядные? Какие животные на зиму меняют шубку? По каким признакам можно отличить оленя от лося?

«Дикие животные жарких стран». (Обобщение)

Кого ты видишь на каждой картинке? Где они живут? Какие из них живут около воды? На кого из животных наших лесов похож кенгуру? Какая особенность есть у этого животного? Кто носит детеныша в сумке? Какое из этих животных помогает людям, если его приручить?

Игры экологи­ческого содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрос­лыми и сверстниками, у них формируется уме­ние слушать и понимать обращенную речь, под­держивать диалог, отвечать на вопросы и са­мостоятельно задавать их. Учатся составлять простейшие, интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматичес­ки и правильно строить фразы, что способствует овладению детьми монологи­ческой речью.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.

В этом помогут такие игры как:

"Узнай на вкус" - упражняющая детей в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, солёный, кислый, горький…);

"Угадай что в руке" - узнавание предмета на ощупь;

"Что едят в сыром виде, а что в варёном?"- определение того, что можно есть в сыром виде, а что в отварном;

"Сложи картинку"- составление целого предмета из его частей;

"Чудесный мешочек"- узнавание предмета по характерным признакам;

"Угадай по описанию"- узнавание растений, предметов по их описанию; и многие другие игры.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Этому способствуют следующие игры:

"Да или нет"- закрепление знания о частях тела котёнка и какие звуки он издаёт;

"Угадай чей хвост"- развивает способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных;

"Отгадай мой "домик""- определение места жительства животного;

"Кто как двигается"- систематизация животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники);

"Кто во что одет"- систематизация животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть);

"Кто где живёт", "Земля, вода, огонь, воздух"- систематизация животных по среде обитания;

"Чьи детки?"- закрепление знаний о животных, их детёнышах;

"В зимней столовой"- закрепление знаний детей о зимующих птицах и их названиях и другие игры.

«Я сосчитаю до трёх и назову дерево, а ты беги к нему поскорее» - закрепление знаний о деревьях.

Организуя различные игры, помните, что ребёнок будет активен и получит удовольствие, лишь в том случае, если игра ему интересна, основана на знакомых вещах. При этом у него будут развиваться быстрота реакции, ориентирование в пространстве, появится возможность использовать имеющиеся знания.

Играя с детьми надо также помнить о том, что содержание игр не противоречило современному взгляду на экологическое развитие детей, в процессе их объяснения целесообразно обращать внимание на реальные связи и зависимости, существующие в природе, на взаимоотношения человека и природы. Некоторые игры можно дополнить таким образом, чтобы играя, дети осваивали опыт гуманно-ценностного отношения к природе (например, изменить конец в игре "Гуси"; ввести дополнительные роли в игру "Птицелов"; ввести ласковые обращения к природе со словами благодарности в игре "Эхо"; придумать продолжение игры "Солнце и месяц".)

Дидактические игры природоведческого характера помогают не только в закреплении знаний о природе, но и развивают речь детей, воспитывают речевой слух, силу голоса, темп, ритм.

Таковы, например, игры: "Солнце и дождик", "Отгадай"- приучают внимательно слушать речь и научат отгадывать простые загадки ("На заборе сидит, громко-громко кричит: ку-ка-ре-ку. Зёрнышки клюёт, деток зовёт: ко-ко-ко не ходите далеко.)

В ряде игр ставится задача повышенной сложности: из называемых слов, на слух выделять только те, в которых есть заданный звук, отмечая его хлопками: песня комара -"з",воды-"с",-гуся-"ш".

Дидактические игры по обучению детей связной речи: "Магазин", "Нам прислали посылку», где раздаются предметы (овощи и фрукты, листья…) и ставится задача рассказать о них.

В игре "Найди дерево по описанию" рассказывается о стволе, ветках (тёмные, светлые), листьях (резные, жёлтые, оранжевые) и т.д.

Особое место в экологическом воспитании занимает работа с дошкольниками старшей и подготовительной групп (5-7 лет). Именно в этом возрасте у ребёнка появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей.

В работе с детьми этого возраста используются такие игры природоведческого содержания: "Зоологическое лото", "Ботаническое лото", "Живая природа", "Парочки", "Загадки о животных", "Узнай живой мир", лото "Собирайка" и другие настольно -печатные игры.

Со старшими дошкольниками можно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где он видел такие растения, где встречал таких животных, поговорить об их особенности (окраска, форма, размер…), выделить отдельные детали, обратить внимание на цвет фона. Всё это повышает речевую активность детей.

Игры с разрезными картинками, кубиками воспитывают в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели, развивает его восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и умение сопоставлять их.

Чтобы развивать речь ребёнка в этих играх, можно попросить его в конце работы рассказать об изображённом животном, растении….

В эти игры можно играть с дошкольниками разных возрастов. Они хорошо вписываются в разные бытовые ситуации. Словесные дидактические игры развивают в дошкольнике не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать предметы; относить их к той или иной категории. Вот некоторые из подобных игр:

"Когда это бывает?" (взрослый называет природное явление, а ребёнок-время года).

Снег идёт… (зимой);

Радуга на небе… (летом);

Жёлтые и красные листья на деревьях… (осенью);

Скворец несёт веточки в скворечник… (весной);

Скворец несёт в клюве червяка… (летом) и т.д.

"Что это такое?" (взрослый называет растение или животное, а ребёнок - общую группу, к которой оно относится).

Воробей… (птица);

Олень… (зверь);

-ёлка… (дерево);

Яблоко… (фрукт)и т.д.

"Что третье?" (взрослый называет два похожих предмета, а ребёнок должен подобрать к ним третий).

Ромашка, колокольчик,… (клевер);

Ворона, голубь… (сорока);

Солнце, облако… (радуга);

Берёза, липа… (сосна) ;

Цветок, лист… (корень) и т.д.

"Назови одним словом":

Тигр, крокодил, собака… (хищники);

Тигр, собака, кошка,… (звери, хищники);

Собака, кошка, корова… (домашние животные, звери);

Корова, овца, олень… (звери, парнокопытные, травояд-ные);

Олень, волк, заяц… (звери, лесные животные).

Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами, например в игре:

«Птицы в природе»

Цель игры: развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическую пирамиду); развивать умение объяснять причины отрицательного воздействия человека на одно из звеньев природы. (Материал и оборудование: кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, берёза); цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

Игровые действия: 1 вариант: дети составляют элементарные экологические пирамидки из трёх, четырёх звеньев о птице.

2 вариант: взрослый сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья.

Дети должны найти "ошибку", исправить и объяснить, почему они так считают.

«Угадай, какой ты зверь?»

Цель: закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.

Усилия воспитателя малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экология, закладывается в семье.

Итак, мы видим, что игры в экологическом воспитании дошкольников очень важны:

1) игра-это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность;

2) игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне будут особенно эффективны, игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.

Важно помнить, что знания, полученные ребёнком в игре, важны не сами по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к животным существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности.

В играх дети учатся отчётливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить звучащее слово с предметом и картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко). Дети отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, увлечённо играют с звучащими стишками, учатся делить двусложные (ли-са) и трёхсложные (бе-ге-мот) слова на слоги (части), находить и называть каждую часть слова, самостоятельно преобразовывать слова (мышь - мышечка, мышиный…); отрабатывать дикцию (отчётливо и внятно произносить слова); совершенствовать фонематический слух (умение называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)). В играх дети формируют умение не только правильно называть предмет, но и его признаки, действия (белочка-красивая, рыженькая, быстрая…; бегает, прыгает…).

Игры природоведческого характера оказывают благотворное влияние на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Например, медвежья берлога, лапа, голова, спина, шерсть; медвежий хвост, нос; медвежье ухо, туловище; медвежьи уши, лапы, следы, привычки, детёныши и д.р..

В играх дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчинённым предложением. Например: «Птицы улетают, потому что нет корма для них». Дети делают выводы, развивают логическое мышление. В игре создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать.

Таким образом, игры экологического содержания способствуют развитию речи детей. Играя дети общаются со взрослыми и сверстниками, у них формируется умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. Учатся составлять простейшие, интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически правильно строить фразы, что способствует овладению детьми монологической речью.