Стрижки

Интернациональное воспитание в современной школе. Интернациональное воспитание

Интернациональное воспитание в современной школе. Интернациональное воспитание

Педагогика и дидактика

Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости, толерантности.

Цель В. – формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Цель В. в традиционной педагогике распадается на большие задачи: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) В. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое В.

Умственное В. направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарования ученика. Главная задача УВ – вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения д.б. сформированы основы мировоззрения , т.е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, тру, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.

Задачи УВ – усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности т.д.

Задачи физического В. – укрепление здоровья, правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности, развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости), формирование гигиенических навыков, В. нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма), развитие стремления быть здоровым, доставлять радость себе и др.

Трудовое В. формирует у учеников положительное отношение к труду, развивается познавательный интерес к знаниям, стремления применять знания на практике, В. высоко моральных качеств: трудолюбия, долга, ответственности, целеустремленность, предприимчивость.

Политехническое В. направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.

Задачи эстетического В. – приобретение теоретических знаний (приобщение к эстетическим ценностям) и активное включение в эстетическую деятельность, воспитание эстетической культуры, приобщение к прекрасному, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем.

Воспитательная функция гражданского В . (патриотического) заключается в том, что под его влиянием формируется общественное мнение, уважение к государству, патриотизм, любовь к Родине, стремление к труду.

Нравственное В. Нравственность – это внутренняя мораль. Мораль – исторически сложившееся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. В основе НВ лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы (честность, справедливость, долг, честь, совесть, гуманизм, трудолюбие и т.д.), так и новые принципы и нормы – уважение к государству, органам власти, законам, Конституции, социальная активность, милосердие.

Общечеловеческие ценности – ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с историческим периодом (Подласый). Это ценность человеческой жизни, свобода, библейские заповеди, справедливость, вера, способность к состраданию, великодушие, стремление людей сохранить мир (восприятие разных идей, терпимость); ценность трудовой этики; ценность семейной жизни. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, т.к. они признаются большинством людей в мире.

Каждый человек – личность. У нее должны формироваться общечеловеческие ценности, но это преломляется чрез личность каждого человека.

Связь общечеловеческого и индивидуального – преобразование действительности (ребенок, пережив конкретную ситуацию, развивается как личность); формирование идей, взглядов ребенка с помощью бесед.

Педагогика межнациональных отношений (лекции Шайденко) .

Проблема межнациональных отношений в теоретическом плане стала рассматриваться в нач. 90-х гг., что вызвано полит. ситуацией (подготовка к развалу СССР и развал СССР).

Смысл этой педагогики в учете в уч.-восп. процессе национальных особенностей детей класса и населения, проживающего на данной территории. Следует учитывать историю нац. традиции, характер и особенности нравственных представлений, опыт народной педагогики и степень «общности» данной нации.

Особенность учета межнациональных отношений проявляется в региональном компоненте СО (базисный уч. план и его национально-регионального компонента) в системе восп. работы с детьми разных национальностей и национ. групп.

Ошибки, чаще всего, или в игнорировании этих особенностей или в преувеличении значимости каких-то групп. Нб сложность представляют классы, в которых представлены дети нескольких нац. меньшинств. В условиях многонац. состава класса, школы населенного пункта первоочередной в восп. работе становятся задачи интернационального и патриотического воспитания.

Этнопедагогика (Кадисон) – народная педагогика, педагогика, имеющая национальные особенности, опирающиеся на национальные традиции, является частью современной пед. науки. Полиэтничность России вносит определенные сложности в процесс обучения и воспитания. Образование и В. в этом случае должны включать в себя элементы не только своей культуры, но и культуры др. народов. Это позволяет формировать мировоззрение школьников, в частности – широту понимания, знакомит с особенностями национального менталитета. Позволяет формировать качества: понимание и принятие отличных точек зрения, особенности мышления, формирование веротерпимости и толерантности.

Интернационализм – мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальности, расовой принадлежности, уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира.

Космополитизм – идеология отказа от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода под лозунгом «человек – гражданин мира».

Менталитет – совокупность воззрений, взглядов и умонастроений, воплощенных в традициях, обычаях и ритуалах, характерных для определенной социальной группы, национально-этнической или территориальной общности, отражает особенности психического склада и образа мыслей ее членов.

Веротерпимость – мировоззренческая установка на право разных людей и общностей исповедовать свои религиозные взгляды, конфессиональные традиции, либо нерелигиозные убеждения, концепции.

Толерантность – в целом, терпеливость, выносливость, психическая устойчивость к неблагоприятным факторам; понимают также как терпимость к различным точкам зрения, мнениям, непредубежденность в оценке к людям, концепций, событий.

Культура межнационального общения – совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным этническим группам, общностям.

Этнические группы рассматриваются как субкультура в рамках более крупного общества, чья культура отличается от него в важных отношениях, т.е. – это любая группа с общими культурными традициями и ощущением идентичности.

Этнические группы могут объединяться историей и традициями (евреи), языком (индейцы Дакоты), географией (скандинавы), социологическим определением расы (черные американцы), религией (мусульмане) и т.д.

Этнические меньшинства – группа или группы, которые не занимают в составе населения господствующего положения, обладают культурными, религиозными и/или языковыми традициями либо особенностями; значительно отличаются от традиций и особенностей остальной части населения и стараются эти традиции сохранить (сепаратистские меньшинства, воинствующие меньшинства и т.д.).

Движение общественной психологии, зародившейся в 1960-х гг. способствовало распространению плюралистического подхода, признавая необходимость уяснить и принимать разнообразие культур, предоставленных в каждом обществе.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, се защиты как высшего духовного долга;

Создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. Принципами патриотического воспитания являются:

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина - патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, общества в целом;

Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

С понятием «патриотизм» тесно связано другое понятие - «интернационализм». Интернационализм определяется как взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремлений к объединению разных государств, этносов или их представителей. Объективной основой интернационализма является процесс интернационализации производства, информационного обмена, научно-технического и культурного развития. Интернационализм предполагает уважение к другим народам, их культуре, традициям и обычаям.

Интернационализм - принцип солидарности и сотрудничества различных народов или социальных групп, основанный на общности их интересов, равноправии и независимости. Он является основой взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний, технологий.

Интернационализм предполагает тесное сотрудничество, равноправие, дружбу и взаимопомощь между странами и народами, проживающими в них, гарантирует правильное решение национальных и интернациональных задач.

В основе интернационализма лежит уважение ко всем большим и малым нациям и народностям, их государственному суверенитету, готовность жить в мире и дружбе со всеми государствами.

Формирование интернационализма, воспитание чувства уважения к другому народу начинаются, как правило, со знакомства с его традициями, обычаями, культурой, искусством и особенно литературой. Специалисты по интернациональному воспитанию советуют учителю знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в данном классе. Это создает в классе атмосферу уважительного отношения к культурам разных народов, понимания, что их представители вполне могут жить в мире и согласии.

"

Стержнем всего гражданского, воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия.«патриотизм » включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения Народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России. Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и

воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

Общечеловеческие аспекты гражданского

Воспитания

Гражданско-политическое воспитание имеет общечеловеческие аспекты. Планета Земля представляет собой единую экологическую систему. Растут и расширяются экономические, политические, культурные взаимосвязи всех стран. Мирово.е сообщество, объединившееся в ООН, оказывает влияние на решение глобальных и региональных проблем. Но единство в мире - это одновременно и борьба противоположностей, возникновение и обострение противоречий, которые в целях сохранения планеты и человеческой цивилизации люди должны разрешать политическими средствами, мирным путем. В преодолении. глобальных противоречий могут и должны внести, свой вклад школа и педагогика всех стран, независимо от их общественного строя и политической системы, национальных различий и отношения к религии.



Сущность общечеловеческих аспектов гражданско-политическо-го воспитания заключается в формировании у детей понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения; проблем экологии; защиты и сохранения мировой художественной культуры; экономического, научного, культурного сотрудничества, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий. Для школы и педагогики общечеловеческое воспитание есть органическая часть граж-данско-политического воспитания, определяемая гуманизмом научного мировоззрения и его идеалом -- всесторонним развитием человека. Исторический спор о социальной справедливости может быть решен только в условиях мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, соперничества "в экономической, культурной области, уважения суверенитета, права каждого народа самостоятельно выбирать путь социально-экономического развития.

В содержание общечеловеческого воспитания входит прежде всего разоружение, борьба за мир, против ядерной угрозы, за выживание людей на Земле, а также ликвидация последствий стихийных бедствий. В этой борьбе объединяются люди различного социального положения, политических убеждений, мировоззрения, религиозных взглядов. Вместе с общественными организациями, родителями, наставниками в нее включаются и дети.

Другая проблема-загрязнение окружающей среды, воздушного бассейна и океанов, истощение природных ресурсов, борьба с голодом и эпидемиями. Эти отрицательные явления промышленного производства, нищеты и антисанитарного состояния могут нанести непоправимый ущерб глобальной экологической системе, губительно отразиться на благосостоянии и здоровье человека. Одна из острых проблем - обеднение художественной культуры, созданных человечеством духовных ценностей. Практика массовой псевдокультуры ведет к оскудению и разложению духа людей. Наконец, проблема международного сотрудничества в различных областях общественной жизни. Граждане различных стран участвуют в широких экономических связях, в научном сотрудничестве с учеными многих стран, в культурном обмене. Во всей этой деятельности они выступают как носители подлинного гуманизма и человечности.

Функциями общечеловеческого воспитания являются: развитие в детях сознания объективного характера глобальных противоречий, неизбежной причастности всех и каждого к их преодолению; обеспечение понимания учащимися единства и взаимосвязи патриотизма и интернационализма с решением общечеловеческих задач; налаживание контактов и сотрудничества между детьми всех стран в целях совместной борьбы за мир, за сохранение окружающей среды, за сотрудничество"художественной культуры.

Основное противоречие общественного воспитания проявляется как нарастание, с одной стороны, требований к подрастающим поколениям быть активными участниками борьбы за мир, понимать общечеловеческие проблемы и уметь осуществлять международное сотрудничество. С другой стороны, среди части молодежи существует бездумное, равнодушное отношение к проблемам человечества, пассивное сознание того, будто мир, природа, культура, взаимосвязи между людьми разных стран будут существовать и сохраняться сами по себе, без активных усилий в этом направлении каждого человека.

Механизмами осуществления общечеловеческого воспитания являются познание, общение и деятельность. В ходе обучения и воспитания дети узнают о глобальных противоречиях, осознают их. Целенаправленному познанию общечеловеческих проблем активно содействуют средства массовой информации, питающие свободное общение детей со взрослыми и между собой, в процессе которого углубляется понимание процессов, происходящих в мире, расширяется кругозор. Наконец, школьники принимают непосредственное участие в деятельности, направленной на защиту мира, на взаимодействие и взаимопонимание между народами, на сохранение-окружающей среды.

Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в содержание учебно-воспитательного процесса. Большое внимание им может быть уделено в процессе обучения. Помимо специального «Урока мира» учащиеся обсуждают проблемы мирной политики на уроках истории и других общественных дисциплин, которые вводятся в школах («Человек и общество», «Граждановедение» и т. п.). На уроках музыки школьники разучивают песни о мире и борцах за мир; на занятиях изобразительным искусством рисуют на темы, связанные с глобальными проблемами борьбы за мир, экологии, культуры. На уроках физики они знакомятся с научными данными, которые добыты в результате тесного сотрудничества и совместных исследований российских и зарубежных ученых.

В целях общечеловеческого воспитания полезно знакомить школьников с экономическими и культурными связями России в мире: с кем идет торговля, что ввозится и вывозится, как налажено международное разделение труда. Особого внимания заслуживает изучение учащимися деятельности ООН и ее международных организаций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и др. Это дает представление об усилиях мирового сообщества в решении глобальных общечеловеческих проблем.

Критериями воспитанности в духе общечеловеческих проблем является знание и понимание их детьми. Показателен интерес ребенка к глобальным проблемам, а также практическая деятельность, побуждаемая высокими и благородными мотивами сохранения мира, природы, материальных и духовных общечеловеческих ценностей.

Правовое воспитание

Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения - органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности.

Законодательство - один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом общественного мнения и принудительной силой закона с помощью государственных правоохранительных органов.

Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций. Основным источником права является Конституция, раскрывающая суть конституционного (государственного) права. На основе Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое, гражданское, о собственности, о предприятии, о кооперации, об охране окружающей среды, административное, семейное, уголовное. В этом проявляется регулирующая функция права. Воспитательная функция исходит из того, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. На этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук: педагогика движется от воспитания нравственных норм к правовым, юриспруденция - от правовых к нравственным. Обе науки решают единую задачу формирования в человеке нравственно-правовой культуры. Защитная, охранительная функция права оберегает закон, права граждан от нарушений и преступлений. Она исполняется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом. Центральной для педагогики является воспитательная функция права, через которую она взаимодействует с регулирующей и защитной.

Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания. Его исходным элементом является правовая грамотность : общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. Однако знание элементарных юридических норм не всегда становится решающим действенным мотивом и стимулом правильного поведения. Подростки и юноши нередко пренебрегают известными им правовыми нормами, сознательно и тайно идут на правонарушение. Правовое сознание, элементарная правовая грамотность становятся действенной силой, когда органически взаимодействуют с сознанием - гражданским и нравственным. Гражданская сознательность помогает школьнику понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное со-" знание способствует глубокому усвоению правовой нормы, нравственным отношением к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки. Например, привычная ложь, мелкий шантаж, обман товарища и коллектива в школьные годы расчищают дорогу к припискам, взяточничеству, обсчету, воровству, мошенничеству во взрослой жизни. Неуважение к товарищу, учителям и родителям ведет к нарушению нрав и оскорблению достоинства личности. Безалаберное, нерадивое отношение к труду цорож-дает нарушения трудовой дисциплины и законов о труде. Пьянство способствует совершению преступлении и правонарушений. Когда прекращается нравственное отношение к жизни, обязательно возникает отклоняющееся от правовых норм, нарушающее" их поведение. Оно порождает преступное сознание и извращенную антиобщественную мораль. И наоборот. Высоконравственное сознание стимулирует общественно ценное поведение, гарантирует от правонарушений.

Важнейший элемент правового сознания - нравственно-правовые и политические чувства. Нравственно-правовым чувством явля-ется глубокое уважение к закону как проявлению воли народов. Оно неразрывно связано с чувством патриотизма, органично вплетается в патриотические эмоциональные переживания. Огромную роль в правовом сознании человека играет чувство гражданской совести. Оно является внутренним контролером правопослушного поведения, порождает нравственные страдания личности в случаях нарушения закона. Чувство страха возникает в человеке, утратившем совесть, преступившем закон, осознавшем неотвратимость наказания. И хотя это чувство не представляет собой социально-духовной ценности, оно способно удерживать молодежь в рамках закона,

Элементом структуры правового сознания является также правовое мышление , Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю , направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. Формирование правового сознания имеет целью воспитание у детей правовой культуры . Она включает в себя: знание правовых норм; развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление; умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан, своих собственных; гражданскую потребность в осуществлении правового просвещения и борьбы с правонарушениями.

Определяющим элементом системы правового воспитания школьников является цель правового воспитания подрастающего поколения. Она состоит в том, чтобы ввести школьников в сложные правовые общественные отношения, с помощью права решить ряд воспитательных проблем. Первая среди них - формирование гражданина правового государства. Школьник постепенно овладевает элементарной юридической грамотностью, осознает права, обязанности и правовую ответственность. В его сознании образуется духовный сплав нравственно-правовой культуры. Нормы нравственности облегчают ему понимание норм права, которое в свою очередь способствует более глубокому осознанию нравственных истин. Наконец, правовое воспитание призвано стимулировать социальную активность школьников, стремление вести активную борьбу с аморальными проявлениями и правонарушениями.

Осознание цели правового воспитания помогает педагогически осмыслить его место в целостном воспитательном процессе, осознать взаимосвязи с другими видами детской деятельности. Познание правовых отношений доступно школьнику в таких видах деятельности, как общешкольное самоуправление, участие в политических кампаниях, производительном труде, физкультурных соревнованиях.

Содержание правового воспитания в целостном педагогическом процессе рассматривается в возрастном аспекте. Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в формировании нравственных стимулов и тормозов поведения. Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи сквозь призму представлений: желаемого и должного, допустимого и нежелательного, возможного и запретного. Он впитывает все это с молоком матери и приходит в школу с определенным сознанием своих привычек, потребностей и обязанностей.

Младшие школьники и подростки продолжают свое «правовое образование» на более организованной морально-правовой основе. Через учебный процесс они получают общие представления о государстве, его символах, правах и обязанностях граждан. В воспитании их морально-правовых чувств огромную роль играют музыка и изобразительное искусство - разучивание песен о Родине, изображение жизни общества в рисунках. Школьники этого возраста, участвуя в гражданских отношениях, нередко по неведению нарушают требования правовых норм. Поэтому уже младшим подросткам необходима нравственно-правовая профилактика, разъяснение ситуаций, когда их поведение стоит на грани правонарушения, когда эгоизм, избалованность, распущенность, разгильдяйство могут причинить вред друго--му человеку или нанести ущерб общественному достоянию. Это особенно важно потому, что у школьника, который еще не несет юридической ответственности, накапливается опыт безнаказанного право-нарушительского поведения.

Вступая в юношеский возраст, учащиеся более глубоко осмысливают суть правовых и нравственных отношений с помощью специальных учебных предметов. Они изучают обществоведение, этику и психологию семейной жизни, дающую представление о семейном праве. Правовое воспитание школьников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Старшеклассники знакомятся с «Основами законодательства в области народного образования», с уставами школы. Они практически усваивают свои права и обязанности через систему ученического самоуправления, организацию и оплату производительного труда, организацию досуга, в отношениях друг с другом. Школьники знакомятся с жизнью трудовых коллективов, их правами и обязанностями, участием в управлении государством. Они узнают о практической деятельности административных органов, судов, милиции, оказывают помощь взрослым в проведении выборных кампаний. Некоторые старшеклассники, нарушающие закон, приобретают отрицательный опыт правовых взаимоотношений, подвергаясь за свои поступки различным мерам воздействия и пресечения. В целях предотвращения правонарушений среди старшеклассников с ними не только обсуждают правовой аспект их отношений и поведения, усиливают профилактическую работу, но и вовлекают их в правоохранительную деятельность как высшую форму нравственно-правового воспитания. Гражданская активность подростков и юношей реализуется в создании отрядов друзей милиции, которые патрулируют территорию микрорайона школы, сосредоточивают внимание на поведении ребят своей и соседних школ. На формирование правового сознания юношей и девушек оказывает определенное влияние их пристрастие к чтению детективной литературы. Существует немало высокохудожественных приключенческих произведений, удовлетворяющих интерес молодежи к романтике познавательного расследования. Кроме того, подлинно художественный детектив всегда несет в себе глубокий социальный смысл, раскрывающий корни и причины правонарушений, предостерегающий от противоправного поведения.

Среди механизмов осуществления правового воспитания большое значение имеет формирование у детей прочной нравственно-правовой эмоциональной основы . Нравственные чувства есть та почва, на которой произрастает нравственное сознание. В формировании правового сознания большую роль играет также отработка представлений о праве, которая приводит к усвоению школьниками правовых понятий. В результате учащиеся старших классов получают возможность осмыслить правовые аспекты своей разнообразной общественной деятельности, с большой пользой для себя обсуждать публикации на правовые темы.

Осуществление правового воспитания, требует ясного представления о противоречиях, негативных явлениях в жизни современной молодежи и их воспитании, создающих почву для правонарушений.

Значительное число детей, которые живут в неполных семьях, с родителями-алкоголиками, уже от рождения получают подорванную генетическую основу развития организма. Как правило, они предоставлены самим себе, часто попадают в стрессовые ситуации, легко поддаются негативным явлениям, встают на путь правонарушений. С искалеченными душами, при живых родителях, они попадают в детские дома, специальные интернаты и исправительные колонии, в которых далеко не всегда существует благополучная обстановка.

Часть подростков и юношества из так называемых «благополучных семей» допускают в своем поведении отклонения от норм нравственности, совершают правонарушения и преступления, причины которых коренятся в недостатках, ошибках воспитания, в педагогической запущенности. Дети в таких семьях воспитываются эгоистами, усваивают психологию иждивенчества, вещизма, потребительства, мещанства, вседозволенности, прав без обязанностей, удовлетворения потребностей в отрыве от личного труда, не приучаются к контролю за своим поведением, в распущенности усматривают свободу личности. В школе и семье эти молодые люди приучаются к двойной морали, к лицемерию. Они неплохо учатся, участвуют в общественной работе, пишут сочинения на патриотические темы, выступают с «правильными» речами, вежливы с окружающими. В свободное же от «формальной» жизни время предаются удовлетворению своих подлинных интересов: курят, употребляют спиртное, наркотики, токсические вещества, исповедуют культ сильного человека, сквернословят, проявляют безответственность в поступках. Это размывает их нравственное сознание, создает атмосферу привычного безнравственного поведения, подталкивает к правонарушениям и преступлениям. В сознании этой части детей мера потребления перестала увязываться с мерой труда в учебе, быту, на производстве.

Существенной причиной правонарушений среди школьников является противоречивость положения, в которое они нередко попадают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения; с другой - из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона людьми, облеченными властью, доверием народа. Это вносит сумятицу в их сознание, ставит под сомнение действительную ценность закона и правовых норм. Осуществлению правового воспитания школьников противодействует также устойчивая сила стереотипов противоправного и безнравственного мышления и поведения отдельных родителей, других взрослых людей. Неустойчивость, противоречивость правового сознания и поведения подростков и юношей обусловлены также склонностью поддаваться воздействию массовой психологии, законам ложного товарищества и чести. Подросток может пойти на правонарушение за компанию, опасаясь обвинения в предательстве, в трусости или поддавшись случайно возникшему влечению к «романтическому» приключению. Все эти. обстоятельства требуют внимательного их учета в правовом воспитании, систематической профилактической работы, особенно с педагогически запущенными детьми.

Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Среди других показателей такие, как знание детьми правового минимума, отсутствие правонарушений, контактов с детской комнатой милиции. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания.

Вопросы и задания:

1. Дайте определение сущности гражданского сознания, его культуры. гражданского воспитания и его основных функций. Раскройте систему граж-данско-политического воспитания.

2. Раскройте сущность и содержание патриотического, интернационального воспитания.

3. Расскажите о сущности правового сознания, его структуре и общественных функциях, а также о системе правового воспитания школьников.

Литература для самостоятельной работы:

I. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. М., 1993.

Разделы: Внеклассная работа

Интернациональное воспитание - воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания.
(Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко 1999г.)

С появлением человека на земле, уже награжденном умом, способностью правильно реагировать на сложившиеся обстоятельства, находить общие точки соприкосновения в обществе своих сородичей, возникают вопросы социальной адаптации индивидуума в том или в другом обществе. Появляются вопросы, кто такой человек, как он должен прожить свою жизнь, что значит быть счастливым, какова его, наконец, миссия на Земле. Все эти вопросы продолжают интересовать и волновать современное образование и, в частности, школу, одной из основных задач которой является воспитание гармонически развитой личности. Какими же качествами должен обладать такой человек, чтобы назвать себя цельным, гармоничным? Прежде всего необходимо воспитать в человеке гражданскую позицию, которая включает в себя понятие гражданина-патриота и интернационалиста. А это невозможно без политической, нравственной, правовой культуры, о чем и хочется рассказать в этой работе.

Интернациональное воспитание есть формирование чувств единства, дружбы, равенства, братства, культуры межнационального общения, которые выходят на новый уровень в связи с тем, что наша страна развивает международное сотрудничество в сфере образования культуры и науки с другими странами мира. И вот такое развитие международного сотрудничества учащихся за рубежом и есть одно из направлений работы интерклуба «Дружба», созданного в нашем учебном заведении – ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 1679 – в 1991году.

Задачей нашего клуба является знакомство учащихся с национальной культурой, бытом, традициями немецкого народа, т.к. именно с Германией были установлены первые дружеские связи, а началось все со статьи, которую написала немецкая учительница Сабина, пожелавшая установить контакты с московскими семьями. Наша школа ей ответила: сначала завязалась переписка, а потом началось сотрудничество в области педагогики и обмене школьников и учителей. В августе 1992 года мы встречали первых друзей из города Ахена. С тех пор идет постоянный обмен школьников и учителей, живущих в разных городах Германии. Члены клуба принимают активное участие в организации встреч групп, посещающих наше учебное заведение по линии обмена, выпускают фотогазеты, делают выставки рисунков по различным темам, готовят презентации поездок за границу, разучивают песни на иностранных языках, готовят концертные номера для гостей школы, участвуют в организации переписки с немецкими школьниками по интернету и т.д. Сегодня интерклуб продолжает приобщать учащихся к культуре других народов, воспитывает толерантное отношение к людям другой национальности, прививает необходимость иметь дружеские и добрососедские отношения.

В рамках работы интерклуба летом 2009 года (с 3 по 19 июля) группа учащихся нашей школы побывала с ответным визитом в Германии в городе Штутгарте и была гостями гимназии в Беблингине, где ребята изучают русский язык как третий иностранный язык.

Мы посетили различные уроки в этой гимназии. Особенно нам запомнился совместный урок русского языка по теме: «Екатерина Вюртембергская», который раскрывал историческую связь между двумя великими державами - Россией и Германией и четко показал значимость изучения русского языка и русской истории в Германии.

Во время обмена группами принимающая сторона всегда старается придумать, какие мероприятия, экскурсии, походы предложить гостям, чтобы, в первую очередь, преподнести неповторимое своеобразие обычаев и традиций своей страны, а также показать исторические и культурные памятники, известные во всем мире. Так, у нас в Москве большой популярностью пользуется Оружейная палата, Алмазный фонд, МХАТ, музей имени А. С. Пушкина, Храм Христа Спасителя, Ваганьковское кладбище.

То же самое – расширение наших познаний, связанных с немецкой землей,- сделали для нашей группы учителя и ученики гимназии: были организованы увлекательные экскурсии по городу Штутгарту, на завод Даймлер – Бенц, планетарий, Европа-парк, зоопарк, средневековой дворец Людвигсбург, в различные музеи, нас познакомили со старинным студенческим городом Тюбингеном. Мы побывали на горе Ротенберг, посетили капеллу Екатерины, водопад Урах и среднегорье со старинными крепостями. У наших ребят была хорошая возможность познакомиться со страной и жизнью своих сверстников в Германии.

Толерантность, отсутствие дискриминации (принижение, умаление, ущемление прав), уважительное отношение к цвету кожи, возрасту, полу, вероисповеданию, знакомство с обычаями и традициями разных народов, общность «молодежного языка» - вот что было характерным для всех участников фестиваля, возраст которых составлял от 13 до 19 лет.

Ключевым событием этого серьезного мероприятия стал двухдневный конгресс «Энергия и климат», нацеленный на решение проблем современности: защита климата и окружающей среды, сбережение энергоресурсов, создание энергосберегающих технологий.

Участников конгресса приветствовали мэр города Штутгарта господин Вольфганг Шустер, глава концерна Даймлер – Бенц доктор Дитер Зитше и другие официальные лица, также участникам фестиваля было зачитано приветствие бундесканцлера Германии Ангелы Меркель, в нем говорилось, что на фестивале у молодых людей будет возможность установить новые контакты со сверстниками из других стран мира. Итогом конгресса стало принятие декларации A Wake – Up Call for Climate Protection Stuttgart Declaration, которая имела свою значимость при подписании Киотского протокола в Копенгагене в декабре 2009 года. Кроме того, в программе фестиваля были проведены следующие мероприятия: день спорта, 60 мастер классов, посещение музеев Порше, Мерседес, прием в мэрии города Штуттгарт и т.д.

Хочется отметить, что языком фестиваля был английский язык, поэтому у нас и у наших ребят была возможность использовать свои знания иностранного языка. Найдя себе друзей из других стран, наши учащиеся смогли обсудить с ними волнующие их проблемы именно на английском языке, познакомить всех желающих с национальной культурой, обычаями и традициями нашей страны - России. Участие в таком международном мероприятии для всех значимо и незабываемо. Это подтверждает, что Россия имеет большой вес в международном сотрудничестве, потому что все больше и больше проявляется интерес к культуре и богатой истории нашей страны.

Развитие международных отношений между людьми может происходить в двух плоскостях: или усиление связей, партнерских отношений, или обособление и даже противостояние. Мы выбрали первое. Ведь сотрудничество – это участие в общем деле, объединение в группы, проявление взаимопомощи, взаимоподдержки, любви, что и было характерно для всех нас как при встречи в течение первой недели пребывании в гимназии в Беблингене, так на фестивале в Штутгарте.

Природа наделила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах: нет плохих – хороших наций – есть плохие - хорошие люди с плохими – хорошими поступками, все межнациональные конфликты происходят именно из-за личностных качеств людей. Уместно вспомнить слова Александра Меня: «Понимание, терпимость – плоды высшей культуры… Оставаясь христианами и мусульманами, не оскорбляя друг друга, подать руки – вот наш путь»

И иллюстрацией ко всему вышеизложенному является наш фотоальбом .

Курс: «Теория воспитания»

ЛЕКЦИЯ

Тема: Национальное своеобразие воспитания.Воспитание культуры межнационального общения.

ПЛАН:

1. Сущность и значение воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений.

2. Патриотизм и культура межнациональных отношений как нравственные качества личности.

3. Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональный отношений

ВОПРОС 1. Сущность и значение воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений

Формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, является частью правового воспитания и имеет огромное значение в социально гражданском и духовном развитии человека. На основе чувства патриотизма и уважения национальных традиций, святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за честь и независимость ее, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается благородство и достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого указывали на формирующее влияние данного направления воспитания (Радищев, Белинский, Ушинский, Толстой и др.).

«Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества (патриота) … Истинный человек и сын отечества есть одно и тоже… Он пламенее нежнейшею любовью к целостности и спокойствию своих соотчичей… Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собою плохой пример неблагонравия… И если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью… Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества»



А.Н. Радищев

Российский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие духовные ценности и идеалы и делает человека членом социального сообщества.

«Любить свою родину, – отмечал он, – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере своих сил споспешествовать этому»

В.Г. Белинский

Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством:

«Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

К.Д. Ушинский

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и непрерывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле они тесно связаны и составляют органическое единство, определяющее нравственную значимость личности.

ВОПРОС 2: Патриотизм и культура межнациональных отношений как нравственные качества личности

Исторический генезис этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных национальных государств, поэтому это глубокие чувства, закрепление веками и тысячами обособленных отечеств.

Впервые слово «патриот» (от греч. Patris – отечество) стало употребляться во время Французской революции 1789 – 1793 гг. Тогда патриотами называли себя борцы против монархии, защитники республики.

«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечетсвенник»

Словарь В.И. Даля

Педагогическая трактовка этого понятия не сводится только к нравственным чувствам. Она включает в себя потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характеризуют патриотизм как нравственное качество. С этой точки зрения:

Патриотизм – нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине; проявление к ней любви и верности; осознание и переживание ее величия и славы; своей духовной связи с ней; стремление беречь ее честь и достоинство; практическими делами укреплять ее могущество и независимость» .

Культура межнациональных отношений есть нечто иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей нации, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

Патриотизм включает в себя:

ü Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа;

ü Заботу об интересах родины, проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности родине;

ü Гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

ü Отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;

ü Уважительное отношение к историческому прошлому родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвятить свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету родины.

Ø Уважительное отношение к людям различных стран и национальностей;

Ø Соблюдение морального такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов;

Ø Проявление позитивно-оценочного отношения к достижениям духовной жизни и культуры других народов;

Ø Стремление поддерживать с ними доброжелательные контакты, развивать общечеловеческие ценности.

ВОПРОС 3: Воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональный отношений

Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств:

Потребностно-мотивационный компонент;

Когнитивно-интеллектуальный;

Эмоционально-чувственный;

Поведенческий;

Волевой.

Интернациональное воспитание.

В процессе воспитания у младших школьников необходимо формировать чувство интернационализма: уважение к народам разных национальностей.

Интернациональные взгляды, чувства формируются на основе глубоких и разносторонних знаний школьников о Родине, о ее героическом прошлом, о настоящей жизни. Воспитанию интернационализма способствует не только ознакомление учащихся с общественной жизнью страны, но и активное участие школьников в разнообразной общественно полезной внеклассной и внешкольной деятельности, в процессе которой они вступают в многообразные отношения с другими людьми. Формирование высоконравственных отношений к людям составляет также одно из направлений нравственного воспитания. В этой группе нравственных отношений ценным нравственным качеством является гуманизм, который основывается на глубоком уважении к человеку как члену общества. Гуманизму присущи:

ü умение сотрудничать с другими людьми;

ü эмпатия;

ü глубокое признание и уважение прав, свободы и достоинства человека.

Гуманизм регулирует правовые отношения людей и отношения общества и личности. В школе учителя открывают ребятам окружающий мир, пробуждают у школьников веру в справедливость, в торжество добра, вооружают учащихся системой положительных взглядов на жизнь.

При этом у них воспитывается нетерпимость по всяким проявлениям унижения и оскорбления личности, и несправедливости, неправды. Гуманизм как нравственное качество характеризующее нравственное отношение к людям, воплощается в труде, в поступках, разнообразных общественно полезных делах.