Стрижки

Форменный воротник матроса. Морские суеверия: Матросский воротник

Форменный воротник матроса. Морские суеверия: Матросский воротник

Журналист, основатель марки Light On Mars

Матросские воротники были обделены вниманием довольно долгое время. Английские(это те, что с лацканами) мы с удовольствием носили, отложные — всегда пожалуйста, воротники-стойки -не забывались ни на минуту, модели« шаль» и «апаш» тоже входили в разряд вечной классики, а вот матросские… Такие милые, романтичные и простые в исполнении — они оставались на периферии дизайнерской мысли и ассоциировались то с глубоким ретро, то с юными любителями косплея.

Откуда они пришли

История матросского воротника как элемента морской униформы не имеет точности. Одни источники утверждают, что большие прямоугольные воротники появились в эпоху напудренных париков, которые, по тогдашней моде, полагались не только штатским, но и гардемаринам: чтобы форма не пачкалась косметикой, матросы прилаживали на неё накидку из ткани. По другой версии, матросский воротник был упрощённой версией капюшона(традиционный капюшон опасен на палубе — им легко зацепиться). В дождь и шторм воротник поднимался на голову и крепился при помощи бескозырки. В это можно поверить, рассматривая винтажные матроски, на которых воротник выполнен из плотной шерсти — то есть, по сути, является деталью не номинально-декоративной, а вполне практичной.

Популярное

Дизайнер Кристиан Диор в детстве носил классическую матроску

Однако оставим эти рассуждения историкам костюма и вернёмся к веяниям моды — ретроспективным и современным. Интересно, что матросский воротник, который по всем правилам можно назвать элементом стиля милитари, никогда особенно в этот стиль не вписывался — скорее, тяготел к романтическому и порой инфантильному направлению. Суди сама.

Матроски из каталога Sears, 1924 год

На европейских блошиных рынках можно встретить немало фотографий, датированных началом XX века и запечатлевших детей в матросских костюмчиках. Но в 1920—1930-е годы матросские воротники неплохо существовали и во взрослой одежде. Современные художники по костюмам, цитируя стилистику тех лет, частенько добавляют эту очаровательную деталь для большей убедительности эпохи.


Кадр из фильма« Трещины»

В 1950-е годы властвовал женственный« нью-лук», в 1960-е — юношеская спортивность и футуризм, но фотографии и картинки из модных журналов подсказывают: элементы матросского стиля встречались и тогда. Ещё позднее, в 1980-х очаровательная принцесса Диана демонстрировала, как носить матросские воротнички — у неё это замечательно получалось.

Триумфальное возвращение

Новый век мы встретили без матросских воротников: эта деталь не вписывалась ни в богемно-глянцевые наряды начала 2000-х, ни в выхолощенный минимализм, последовавший далее. Однако поиски новой романтики привели дизайнеров к идее взять и вернуть матроски в повседневный гардероб — первыми подхватили тренд, как всегда, авангардисты Раф Симонс и Миучча Прада, а уж за ними над темой поработали Марк Джейкобс, Томми Хилфигер, французский модный дом Chloé, украинский дизайнер Лилия Пустовит, русские марки Inshade, A la Russe и Light on Mars.

Осталось решить, как их будем носить мы, у вас уже есть идеи?..

История

Рубаха

Рубаха флотского костюма (введена приказом РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года . Покрой рубахи подтвержден приказами РВС СССР № 006 от 5 января 1925 года и по ВМС РККА № 52 от 16 апреля 1934 года) первоначально пошивалась из серой парусины или отбеленной рагожки. Состояла из цельных переда и спинки без швов с прямым стоячим воротником с застёжкой на пуговицу и петлю, и прямых рукавов без обшлагов и манжет. Передний разрез рубахи заделывался планками с застежкой на две пуговицы и петли. На левой стороне груди находился настрочной карман без клапана.

Форменная рубаха носится с пристежным форменным синим воротником.

Приблизительно с середины 70-х годов XX века вид рубахи незначительно изменяется. Перед и спинка цельные. Перед с верхним накладным карманом на левой стороне и внутренним карманом с изнаночной стороны. В верхней части переда, посредине, разрез, застегивающийся одной петлей на пуговицу. В конце разреза, с внутренней стороны, две пуговицы, а на спинке, у горловины, петля для пристегивания форменного воротника. Воротник широкий отложной. Рукава втачные, прямые.

Форменный воротник также называют гюйсом .

Брюки

Брюки флотского костюма имеют нестандартный пошив. Состоят из передних и задних половинок и пояса. Передние половинки с боковыми карманами и лацбантом, пристегивающимся к поясу задних половинок брюк двумя пуговицами, или с застежкой на металлические крючок и петлю и пуговицы, расположенные на гульфике. Пояс со шлевками для ремня.

Первоначально изготавливались из серой парусины или отбеленной рогожки. В настоящее время пошиваются из хлопчатобумажной ткани синего цвета.

Головной убор

Бескозырка

Бескозырка матросов и старшин Военно-морского флота Российской Федерации

Пилотка

Пилотка хлопчатобумажная синего цвета состоит из донышка, стенок и бортиков.

Донышко, стенки и бортики из хлопчатобумажной ткани. По боковым сторонам пилотки, в верхней части стенок, по три вентиляционных отверстия (блочка).

Внутри пилотки - подкладка серого цвета и налобник из кожи.

Спереди, посредине соединительного шва бортиков, размещается кокарда золотистого цвета с якорем.

В «советском» флоте являлась головным убором личного состава экипажей подводных лодок, имела черную окраску, различия для рядового и офицерского состава. С недавнего времени используется на всем флоте.

Боевой номер

В соответствии с боевой организацией корабля мичманам, старшинам и матросам присваиваются боевые номера, которые заносятся в Табель нумерации личного состава. Боевой номер состоит из трех частей:

Расшифровка боевого номера

Первая часть (цифра или буква) указывает, в какой боевой части (службе) находится мичман, старшина или матрос согласно расписанию по боевой тревоге;

Вторая часть (одна, две или три цифры) указывает номер боевого поста, где находится мичман, старшина или матрос согласно «Расписанию по боевой тревоге»;

Третья часть (две цифры) определяет принадлежность мичмана, старшины или матроса к боевой смене; первая цифра обозначает номер боевой смены, вторая цифра - порядковый номер мичмана, старшины или матроса в смене.

Боевым сменам присваиваются следующие цифры:

Первой боевой смене - 1, 5, 7;

Второй боевой смене - 2, 4, 8;

Третьей боевой смене - 3, 6, 9.

При наличии на боевом посту в каждой боевой смене до 9 человек для их обозначения используются цифры 1, 2, 3, до 18 человек - 1 и 5, 2 и 4, 3 и 6, до 27 человек - 1, 5 и 7; 2, 4 и 8; 3, 6 и 9.

Боевой номер для ношения на рабочей одежде старшин и матросов обозначается на нагрудной идентификационной карте военнослужащего (матерчатой бирке белого цвета пришитой к нагрудному карману рабочего платья).

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Какая деталь матросского костюма появилась благодаря парикам с косичками?

  • воротник-гюйс
  • тельняшка
  • помпон на шапочке
  • ленты бескозырки

Правильный ответ А. ВОРОТНИК-ГЮЙС

Форменный воротник (Гюйс): большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. раньше морякам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.
Распространенная версия о том, что три белые полосы на воротнике знаменуют три победы русского флота (Гангут, Чесма, Синоп), явно ошибочна хотя бы потому, что Синопская победа была одержана в 1853 году (через три года после введения воротника). Вначале их носили только гребцы,чтоб определить принадлежность к дивизии. А история такова. У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота и перешли в современность.

В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчатобумажные форменки - белого цвета (с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета).

Форменный воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ и носится с фланелевкой или форменкой.

Как появился гюйс

Украшением рубахи флотского костюма является большой воротник синего цвета с тремя белыми полосами по краю. История его возникновения весьма любопытна. В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса. Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали, вот они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

Бытует и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.

Форменный воротник также называют гюйсом.

Версия литературная

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

— Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

— Нет, не спится!; ответил юнга.

— Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

— Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

— Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

— Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

— Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

— Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления - в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах — у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

Версия историческая

Впервые в русском флоте воротник был введен в 1843 г.

Происхождение воротника имеет весьма интересную историю. В те времена матросы носили парики и намасленные косички из конского волоса. Косички пачкали одежду, а матросов за это наказывали, вот они и придумали одевать под косичку кожаный лоскут. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник. Есть и другая версия: для защиты от морских брызг и ветра матросы носили капюшон, который потом трансформировался в воротник.

Форменный воротник изготавливается из хлопчатобумажной ткани темно-синего цвета, с тремя белыми полосками по краям. Подкладка синего цвета. На концах воротника по одной петле, посредине выреза горловины пуговица для пристегивания воротника к форменке и куртке рабочей флотской.

Начиная с Петра I

У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй - по две, и у третьей, особо приближенной Петру - по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья - красного.

Сначала гвардия

В 1881 году были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа. А в следующем, 1882 году, этот воротник был распространен на весь флот.

Полосы на нем означали организационную принадлежность. Русский Балтийский флот в то время был разделен на три дивизии. При этом матросы первой дивизии носили одну белую полосу на воротнике, матросы второй дивизии - соответственно две полосы, а матросы третьей - три.

Победы флота ни при чем

Широко распространено мнение, будто они были введены в память о трех победах русского флота:

  • у Гангута в 1714 году;
  • Чесмы в 1770-м;
  • Синопа в 1853-м.

Но оказывается, это не более чем красивая и высокопатриотичная легенда.

Несомненно, что количество полос не имеет никакого отношения к победам русского военно-морского флота. Просто при выборе рисунка возобладала чисто эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму. Летом моряки нашего военно-морского флота носят полотняную белую форменную рубаху с тем же привлекательным синим воротником, обрамленным по краям тремя белыми полосками. Эти же три полоски имеются на синих обшлагах этих рубах.

Немного о лентах на бескозырках

Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.

Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии — золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый — цвет пламени и черный — цвет пушечного и ружейного порохового дыма.

Цитаты

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.

Гюйс

ГЮЙСЪ , флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки
Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ
государствъ).

Гюйс - м.

1. Флаг, поднимаемый на носу военных судов первых двух рангов во время якорной стоянки.

2. Большой синий воротник на форменной матросской верхней суконной или полотняной рубахе (в речи моряков).

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

АС-12 «Лошарик» – атомная глубоководная станция Разрешение на взлет американцам и туркам придется просить у Москвы Смогут ли китайцы скопировать экспортный Су-35

Существует две версии возникновения матросского воротника. По одной из них морякам полагалось носить парики, а кончики косичек смазывать дёгтем. Естественно, косички касотоались одежды и пачкали её. За неопрятный вид матросов наказывали, поэтому-то они и придумали некое подобие воротника из лоскута кожи, который надевали поверх матросской рубахи.

По другой версии матросский воротник трансформировался из обычного капюшона, который защищал матросов от морских брызг в ветряную погоду.

Отличительные особенности



фото: pixabay

Матросский воротник - разновидность отложного, плосколежащего воротника. Чаще всего бывает съёмным.

Классический форменный воротник шьют из хлопка тёмно синего цвета. Причём и внешнюю и подкладочную детали воротника выкраивают из одинаковой ткани.

С внешней стороны по краям воротника располагаются три белые полосы. Как правило, эти полосы наносят на ткань печатно-набивным способом.


фото: pixabay

На концах воротника выполнены петли, чтобы воротник можно было легко пристегнуть к униформе моряка.

Матросский воротник входит в состав парадно-выходной формы рядового состава ВМФ РФ.

На флотском жаргоне матросский воротник называют «гюйсом». На самом деле, гюйс - это флаг особой расцветки, который поднимают на носу военных кораблей во время стоянки.

В портовых городах есть примета, если прикоснуться к матросскому воротнику, то это принесёт удачу.


фото: pixabay

Матросский воротник и сегодня часто встречается в обычной одежде, как часть образа в морском стиле. В данном случае допустимы отступления и по цветовой гамме как основной, так и подкладочной ткани, и по количеству полос или полному их отсутствию, и по наличию декоративный отделки, которой украшен воротник (вышивка, аппликация, пришивные элементы). Например, как платье из майской Burda.