Прически

Аппликации для детей. Виды аппликации

Аппликации для детей. Виды аппликации

Аппликация (от латинского applicatio – прикладывание) – это один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация может быть составлена из бумаги, ткани, или различных природных материалов.

Аппликации из цветов получили название «флористика».

Для создания своих композиций вы можете использовать засушенные листья, плоды и цветы, солому, тополиный пух, ракушки, шишки, семена, косточки, травы и т. д. Каждый материал имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

Аппликация бывает трех видов:

Декоративная, объединяющая различные элементы украшения;

Предметная, состоящая из отдельных изображений (птица, дерево, грибок, домик и т. п.);

Сюжетная, отображающая какое-либо действие, событие (зимний пейзаж, бабочка на лужайке, корзина с цветами).

Декоративная аппликация

Это наиболее простая и доступная техника, даже малыши с ней справляются. Поверхность каждого материала своеобразна и неповторима: мягкие листья, шершавые шишки, гладкие камни, пушистые перышки и тополиный пух. Составляя украшения, узоры из разных материалов, ребенок учится объединять различные формы и цвета, декоративно преобразовывать формы по законам ритма и симметрии.

Для декоративной аппликации характерны ленточная и центрально-лучевая композиции .

В ленточной композиции отдельные элементы повторяются по горизонтали или по вертикали. В центрально-лучевой композиции узор составляется от центра к краям, углам или сторонам выбранного фона (это может быть круг, прямоугольник, ромб, квадрат, треугольник).

Предметная аппликация

Для предметной аппликации лучше всего отобрать материал, который представлен большой формой. Хорошо использовать листья разных растений. Например, это могут быть крупные листья дуба, клена, вяза, осины, каштана. Форма этих листьев отличается отчетливой конфигурацией, которую нужно обыграть.

Последовательность работы: выбирается большой лист и закрепляется на основном фоне, а затем располагаются более мелкие листья, которые передают характерные особенности изображаемого предмета. Например, форма листа дуба напоминает причудливую фигуру человечка. Достаточно добавить маленький лист вяза, и у человечка появится голова. Если расположить большой лист вяза горизонтально, то выйдет туловище рыбы, а плавники ей можно сделать из маленьких листочков тополя.

Сюжетная аппликация

Здесь требуется соблюдение некоторых правил.

Следует подобрать природные материалы, которые будут сочетаться между собой по цвету и фактуре. Возможны сочетания: листья и травы, ракушки и камушки, лёгкие крупные семена и чешуйки шишек. Обратите внимание и на сочетание цвета материалов и основного фона. Цвет очень важен, так как он помогает передать настроение картины, время года, характер персонажей работы.

Необходимо сделать акцент на основных действующих лицах сюжета. Главные персонажи выделяются из общей картины более крупным размером, ярким цветом, композиционным решением.

Композиция обычно строится с учетом перспективы. Детали располагаются не «в ряд». Все, что ближе, будет выглядеть больше, а что дальше – меньше. Это классические правила рисунка и живописи, поэтому для создания этого вида аппликация нужно хоть немного быть художником. Очень важны подбор и целесообразное использование цвета материалов и его сочетания с основным фоном.

Фоны для аппликаций

Выбор фона определяется природным материалом, на котором он будет особенно ярко «звучать». Белая бумага, например, подчеркивает контур растений, цвет и форму. Цветной, серый и бежевый картон может служить фоном для листьев лавра, серебристого тополя, кукурузы, которые становятся продолжением цветовой основы. Бархатная бумага обладает мягкой поверхностью, на которой легко закрепляются тополиный пух и перья. Классическое сочетание - чёрный бархат и соломенные аппликации.

Сизофлор (на фото слева) – это прессованные волокна разных оттенков. Его можно приобрести в цветочных магазинах. Этот материал особенно хорошо смотрится, если его закрепить клеем на белом или цветном фоне, получается удивительный эффект.

Кружево и белый тюль также являются прекрасным фоном. Рекомендуется использовать белое широкое кружево. Тюль может быть с разным заданным рисунком, мелким или крупным; главное, чтобы он гармонично сочетался с природным материалом. Закреплять тюль и кружево можно клеем на цветном или белом фоне.

Кора березы (или береста) – прекрасный фон для сюжетных аппликационных композиций. Для основания используют фанеру или плотный картон, на который наклеивают бересту. Для подготовки фона необходимо время, примерно сутки, чтобы береста окончательно закрепилась.

В качестве фона используют даже высушенные листья кукурузы. Они могут быть закреплены клеем на картоне как самостоятельный фон. В то же время листья кукурузы хорошо сочетаются с берестой.

Фото работ - из книги: Наталия Вадимовна Дубровская. Большая книга аппликаций из природных материалов.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, животное, дом, машина, человек и т.д.); сюжетной , отображающей совокупность действий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Предметная аппликация.

К предметной аппликации относится вырезание изображений симметричного строения из одноцветной бумаги (листья сложной и простой формы, прямые и изогнутые ветки, вазы разных форм, вырезание деревьев, вырезание из бумаги, сложенной несколько раз; вырезание многоцветной аппликации) (рис. 1-2)

Рис. 1

Рис. 2

Декоративная аппликация.

Декоративность (от латинского слова decorare - украшать) - способ создания изображений, отличающихся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью. Цвет может быть реальным и условным. Декоративность особенно выразительна в аппликациях. Красивы декоративные аппликации на сувенирах из бумаги: коробках, познавательных открытках, закладках, адресах. Декоративными аппликациями оформляют альбомы, папки, стенды, стенные газеты. Праздничный вид имеют помещения, оформленные декоративными аппликациями по мотивам национальных орнаментов или дымковской, городецкой, жостовской, хохломской росписей.

Большое значение для декоративной аппликации имеет подбор образцов. Наглядный материал надо постоянно накапливать:

делать вырезки, зарисовки из журналов, книг, где печатаются рисунки, фотографии экспонатов выставок декоративно-прикладного искусства. В аппликациях декоративными могут быть как цвет, так и форма (рис.3)

Рис. 3

Сюжетная аппликация.

Сюжет - это определенное событие, ситуация, явление, изображенное в произведении.

Как отбирать сюжеты для аппликации?

Историческое прошлое страны, города, памятники старины, архитектуры могут служить темами сюжетной аппликации. Много интересных тем для композиции подскажут современная жизнь.

Обширный материал для сюжетной аппликации представляет художественная литература. Требования к подбору художественных произведений определяются возможностью передачи их содержания в аппликации. Отражая в работе главные события, описанные в произведении, надо стремиться к точной передаче сюжета художественного текста, взятого в основу аппликации.

Темами для сюжетной аппликации могут служить изображения на открытках, в журналах, книгах. В таких работах в основном совершенствуется технология выполнения аппликации, но ограничены возможности развития творчества, фантазии.

Так же как и в других видах аппликации, в сюжетной самый разнообразный материал дают зарисовки с натуры. Накапливать их надо постоянно, чтобы в дальнейшем использовать при составлении композиций.

Сюжетные аппликации могут быть несложными по содержанию, композиции и сложными, динамичными по действию, с большим количеством персонажей, предметов, деталей.

Если сюжет несложный, изображение вырезают без предварительной разметки. Так выполняют сюжетную аппликацию (рис.4)

Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста

Салова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ - детский сад №7, г. Екатеринбург
Описание: данная консультация о нетрадиционных техниках аппликации предназначена для родителей воспитанников дошкольных групп. Будет интересна для воспитателей,педагогов дополнительного образования и родителей.
Цель – ознакомление родителей с видами нетрадиционной аппликации и ее значении в развитии дошкольника.
Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации;
- проинформировать о роли аппликации в развитии детей.
Развивающие задачи:
– развивать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные задачи:
– воспитать чуткость к восприятию искусства.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для развития творческих способностей ребенка заключен в изобразительной деятельности дошкольника, в частности занятиях аппликацией.
Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно работе с бумагой. В свою очередь, работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста, поскольку у них происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело.

Цель работы с детьми: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
– познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;
– научить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;
– обогатить знания детей о временах года;
– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы;
– развивать познавательную активность детей.
Развивающие:
– развивать композиционные умения;
– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;
¬ развивать фантазию, творческое мышление и воображение.
Воспитательные:
– воспитывать у детей художественный вкус;
– развивать эстетическое мировосприятие;
– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;
– воспитывать зрительскую культуру.

Таким образом, значимость занятий нетрадиционными видами аппликации для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:
- развитие художественного вкуса;
- формирование художественных и графических навыков;
- становление эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии;
- воспитание культуры зрителя;
- формирование знаний о мировой художественной культуре;
- развитие мелкой моторики.
Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к окружающему миру.

Существуют следующие техники нетрадиционной аппликации :

Аппликация из круп и семян.
Крупа и семена – прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки пригодятся для работы.
Крупа – доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества. Начинать работать с крупой можно в 1,5-2 года. Даже в таком раннем возрасте дети при помощи родителей способны создавать очень милые аппликации из круп. Аппликации из круп хороши и тем, что для их создания не требуются ни особые материалы или инструменты, ни специальные условия или навыки.

Аппликация из осенних листьев.
Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т.п. Так что предоставьте детям возможность подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями.

Аппликация из яичной скорлупы.
Аппликация, сделанная из яичной скорлупы относительно дешевый вид рукоделия. Ведь этого материала в каждом доме предостаточно. В работе можно использовать скорлупу, как от вареных яиц, так и от сырых; цвет скорлупы также не имеет значения – белая или цветная.
Чаще всего яичная скорлупа используется для выполнения мозаики в технике кракле, когда отдельные кусочки скорлупы наклеиваются на поверхность. При распрямлении скорлупки разламываются на множество мелких кусочков, которые удерживает тонкая пленочка, находящаяся с внутренней стороны. Кракелюры – трещинки образуют на различном материале причудливые сетчатые узоры, но они почти незаметны. Стоит покрыть скорлупки лаком или краской, как сразу же проявляется рисунок, и обычная скорлупа превращается в великолепный материал для творчества.
Эта техника очень древняя, в восточной лаковой живописи мастера наклеивали яичную скорлупу в тех фрагментах рисунка, где нужно было изобразить скалу или каменную стену, покрытую трещинами, а россыпью мелких цветных скорлупок в точности имитировали цветение весенних садов.
Яичной скорлупой можно задекорировать самые разные предметы – вазы, тарелки, бутылки, шкатулки, рамочки для картин и фотографий. Материал очень пластичный в работе, мелкими кусочками заполняются самые сложные узоры и места в композиции, и сама техника такой мозаики не сложная, но работа очень кропотливая. Оформить можно любую поверхность – от дерева и металла до плотной бумаги и стекла.

Аппликация из ваты.
Аппликация из ваты однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из ваты, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно-белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.
С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк.
Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.
Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Аппликация из ниток.
Удивительный материал – нити! Что только с ними ни делают: шью, вяжут, плетут: ковры, гобелены, панно; вышивают удивительные по красоте картины. Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.
Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная, доступная людям разного возраста. Освоив элементарные приемы работы в данной технике, на основе полученных знаний можно создавать собственные работы. Проявляя в этих работах креативность, творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Виды аппликации:
– предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
– сюжетная, отображающая те или иные события;
– декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Нетрадиционная аппликация играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Изучив возможности нетрадиционной техники аппликации, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Аппликации для детей – хороший способ развития в ребёнке творческих способностей, моторики рук, воображения, логического мышления. Аппликацией могут заниматься дети разных возрастов. Даже малыши с помощью взрослых смогут составить простую композицию, например, из кружков. Дети в подготовительной группе могут освоить более сложную технику выполнения аппликации.

Мастер-класс рассказывает об основных видах и этапах выполнения аппликации из различных материалов.


Творческая работа заинтересует и начинающих взрослых. Из ткани, картона, фотографий, цветных листов, бусин, войлока с помощью ножниц, клея и умелых рук можно создавать настоящие шедевры.

Основы аппликации

Прежде чем понять, какие материалы и инструменты понадобятся для аппликаций, следует классифицировать этот вид декоративного искусства.

Виды и техники аппликаций

Аппликация классифицируется по форме, материалу, цвету, тематике, способу выполнения. Разделение на виды условно. Порой, собранную композицию сложно классифицировать, так как в работе использовались различные материалы и технологии выполнения.

Наиболее полная классификация аппликаций представлена ниже.

По форме:

  • объёмная – создаётся с эффектом 3D из салфеток, гофры, ткани, ваты и других материалов, способных держать выпуклую форму;
  • плоская – используются трафареты, по которым вырезаются все элементы, а затем приклеиваются на поверхность или друг на друга, оставаясь в одной плоскости.



По тематике :

  • предметная – отдельные одушевлённые или неодушевлённые предметы со стилизованной детализацией наклеиваются на фон;
  • сюжетная – детали создают сюжет (например, композиция на тему времени года или проведения праздника);
  • декоративная – представляет собой узоры и орнаменты, которыми можно украсить различные предметы.


По способу выполнения:

  • силуэтная – вырезание элементов по сложному контуру (это может быть готовая цветная картинка);
  • накладная – наклеивание на вырезанную деталь более мелких элементов, например, к туловищу птицы дополнительно приклеиваются крылья, глаза, грудка.
  • обрывная – нанесённый заранее или распечатанный на основе рисунок плотно обклеивается бумажными обрывками;
  • мозаика – создание изображения с помощью выкладывания на основу одинаковых фигур (треугольников, кружков, квадратиков и т.д.);
  • симметричная – вырезание элементов из сложенного пополам материала (вырезание начинается от сгиба);
  • торцевание – приклеивание к поверхности основы скрученных кусочков гофры или салфетки в вертикальном положении;
  • коллаж – создание композиции из готовых изображений, например, из фотографий в глянцевых журналах.





По цвету:

  • однотонная;
  • разноцветная;
  • двухцветная.

По способу закрепления на основе:


По материалу:


Композиция собирается из самого разного материала, поэтому список постоянно пополняется. Аппликации для детей выполняются из любого бросового материала, который можно приклеить к поверхности картонного листа.

Необходимые инструменты и приспособления

Для работы вам могут понадобится такие материалы как:

Теперь, когда всё готово для МК по аппликации, можно осваивать способы выполнения.

Техника выполнения

Традиционные детские аппликации делаются из бумаги или картона. Это первые материалы, с которыми знакомятся дети. При этом используется цветная, гофрированная, односторонняя или двухсторонняя бумага. Чем старше ребёнок, тем сложнее выполнение аппликации.

С детьми, занимающимися в старшей группе, рекомендуется использовать при выполнении аппликации дополнительные, нетрадиционные методы. Например, некоторые элементы создать в стиле детского оригами или освоить обрывную технологию.

Дети в средней группе могут делать аппликации из разных фигур. Работа, выполненная своими руками, станет хорошим закреплением знаний о начальной геометрии. Аппликация из геометрических фигур выполняется очень просто: детям достаточно научиться вырезать квадраты, прямоугольники и круги. Из этих незатейливых элементов могут получиться настоящие сюжетные картины.

Геометрические аппликации

Чтобы детям было проще собирать геометрическую композицию, рекомендуется использовать готовую схему, которая подскажет нужное расположение фигур.





Мозаика

Аппликации из цветной бумаги имеют различные вариации. Бумагу можно складывать, надрезать бахромой, наклеивать слоями, обрывать, сминать, скручивать. Всё это даёт возможность фантазировать вместе с ребёнком, придумывая новые технологии и сюжеты.



Общее описание, как сделать аппликацию из бумажных листов:

  1. распечатать на принтере или нарисовать самому шаблоны для аппликации, вырезать;
  2. вырезать из бумаги по получившимся трафаретам все необходимые элементы;
  3. сделать с помощью красок фон (необязательно);
  4. разложить элементы на основе, выбрать наилучшее положение;
  5. пошагово приклеить все детали к основе, начиная от фоновых и самых крупных;
  6. дорисовать карандашами, фломастерами или краской все мелкие элементы (глаза, улыбку, пятнышки и т.д.).

По сути, создание аппликации из цветной бумаги является базовой для склеивания композиций из других плоских материалов. Бумагу и картонную основу можно заменить кожей, фетром, хлопковой тканью, а технология выполнения останется прежней.

Частичная или комбинированная аппликация

В младшей группе можно использовать самые неожиданные средства для создания простых аппликаций. Например, ватные диски, пуговицы, крупа, семечки, макароны и многие другие материалы отлично подойдут для предметной или сюжетной композиции. Для малышей аппликации создаются по простой инструкции и зачастую требуют только общего шаблона. Трафареты для материалов не нужны: элементы приклеиваются сверху и дополняют вырезанный силуэт.



Старшая группа детей достаточно взрослая, чтобы выполнять более сложные работы. Детям в старшей группе можно предложить создание выпуклых композиций.

Объёмная 3D

Объёмная аппликация создаётся разными способами с помощью различных материалов. Для этой цели подойдут вата, цветная или гофрированная бумага, салфетки, пряжа и многое другое. Например, можно сделать бумажных божьих коровок из двух согнутых и склеенных между собой кругов. Свёрнутые полоски бумаги превратятся в лепестки, а кусочки ваты станут облаками.






Торцевание

В подготовительной группе дети уже умеют обращаться с ножницами, знают названия основных геометрических фигур, отличают цвета и оттенки. Однако и для детей старшего возраста творческая работа в виде аппликации остаётся актуальной.

Для дошкольников 5-6 лет важно подготовиться к школе и научиться командной работе. В этом случае хорошо подойдёт масштабная коллективная работа с более подробной детализацией. Например, дети могут сделать мозаику из картона или ткани (фетра), освоить торцевание или валяние. Также коллективная работа может быть выполнена в смешанной технике.

Одна из простых коллективных работ – аппликация из салфеток. Салфетки можно скатать в комочки, скрутить в жгутики или использовать для торцевания. Подобные аппликации для детей требуют усидчивости, внимательности, хорошо развитой моторики рук.


Поэтапно поделка выполняется следующим образом:

  1. перевести трафареты на основу;
  2. нарвать небольшие кусочки салфетки и скатать из них катышки или жгуты;
  3. для торцевания нарезать салфетку на квадраты и обернуть каждый квадрат о палочку (карандаш, зубочистку);
  4. начать приклеивать заготовки по линиям изображения;
  5. заполнить, соблюдая цвета и границы, внутреннюю часть картинки.

Видео мастер-классы аппликаций в разных техниках




Шаблоны и трафареты для аппликаций














Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»

1. Становление опыта.
Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то, что дети испытывают:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
- затруднения в проявлении творчества;
- не хватает уверенности в себе;
- плохо развито воображение;
- мало самостоятельности;
- плохо развита моторика руки.
Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей с помощью нетрадиционной аппликации.
Как писал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».

2. Актуальность опыта
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

3. Цель и задачи опыта
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Целью моей работы является: создать условия для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

4. Формы работы
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из конфетти;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из крупы и семян;

Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Оригами.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходимо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки, создавать аппликации. Для этого манку, рис, пшено, рожки раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из конфетти еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

5. Результаты работы
Результаты моей работы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

6. Проблемы и творческие перспективы
Проблема:
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
- некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- плохо развита моторика руки;
- у некоторых детей плохо развита фантазия, выполняют работу так же как педагог.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы создать условия, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник аппликации, которые развивают мелкую моторику руки.

Работы моих детей

«Бабочка» Аппликация из листьев

«Зимний лес»
Аппликация приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое


«Морозные узоры на окне»
Аппликация, выполненная в технике обрывная аппликация


«Осеннее дерево»
Обрывная аппликация, пазлы


«Снеговик»
Обрывная аппликация


«Мухомор»
Аппликация из салфеток


«Ракета»
Обрывная аппликация


«Пасхальное яйцо»
Пластилинография


«Котенок с клубком»
Аппликация из ниток


«Ракета»
Техника Оригами