Все о волосах

Афоризмы и цитаты про благодарность. Почему нельзя ждать благодарности от людей

Афоризмы и цитаты про благодарность. Почему нельзя ждать благодарности от людей

Больше всего мы благодарны за благодарность.
Мария Эбнер – Эшенбах

Кто принял благодеяние с благодарностью, тот уплатил уже первый взнос за него.
Сенека

Мы не так благодарны тем, кто нам помог, как тем, кто нам мог навредить, но воздержатся.
Мария Эбнер-Эшенбах

Лучше пусть тебя просят, чем благодарят.
Бальтасар Грасиан

После неблагодарности самое мучительное - это благодарность.
Генри Уорд Бичер

Кто приносит благодарность, удаляя свидетелей, тот человек неблагодарный.
Сенека

Мы не до конца прощаем дающего. Рука, которая кормит, может быть и укушена.
Ралф Уолдо Эмерсон

Блаженны не ожидающие благодарности, ибо они не разочаруются.
У. Беннетт

Для умного человека благодарность не является тягостным чувством.
Эдвард Джордж Булвер-Литтон

Благодарность тем, кто делает нам добро, - это общепризнанная добродетель, и проявить благодарность в той или иной форме, пусть даже несовершенно, - это долг человека как перед самим собой, так и перед теми, кто помогает ему.
Фредерик Дуглас

Благодарность - одна из самых больших добродетелей. Но еще большая добродетель - чувство меры в претензии на благодарность.
Кристиан Фридрих Хеббель (Геббель)

Благодарность забывчивей всего.
Иоганн Фридрих Шиллер

Благодарность - прекраснейший из цветков души.
Генри Уорд Бичер

Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности - глупость; не быть благодарным - подлость.
Василий Осипович Ключевский

Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности.
Жан де Лабрюйер

Благодарность - это тяжкое бремя, лежащее на нашей несовершенной природе.
Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд

Признательность не всегда красноречива.
Вольтер

У кого доброе сердце, того благодарность не тяготит.
Пьер Огюстен Бомарше

Благодарность - это то немногое, что нельзя купить… Негодяю и мошеннику ничего не стоит изобразить благодарность, но с истинным чувством благодарности рождаются.
Джордж Савил Галифакс

Благодарность быстро стареет.
Аристотель

Благодарность – это переваривание благодеяния, процесс, вообще говоря, тяжелый.
Адриан Декурсель

Тонкой душе тягостно сознавать, что кто нибудь обязан ей благодарностью; грубой душе – сознавать себя обязанной кому либо.
Фридрих Ницше

Признательность – это добродетель, которая проявляется чаще до, чем после.
Маргарита де Блессингтон

Первый шаг неблагодарности – это исследование побуждений благотворителя.
Пьер Буаст

Не то важно, кто оказал тебе услугу, а то, кого наиболее выгодно поблагодарить.
Веслав Брудзиньский

Признательность большинства людей порождена скрытым желанием добиться еще больших благодеяний.
Франсуа Ларошфуко

Чрезмерная поспешность в расплате за оказанную услугу есть своего рода неблагодарность.
Франсуа Ларошфуко


Уршула Зыбура

Ошибки людей в их расчетах на благодарность за оказанные ими услуги происходят оттого, что гордость дающего и гордость принимающего не могут сговориться о цене благодеяния.
Франсуа Ларошфуко

Бывают услуги настолько бесценные, что отплатить за них можно только неблагодарностью.
Александр Дюма отец

Зачем кусать нам груди кормилицы нашей; потому что зубки прорезались?
Александр Пушкин

Давай по порядку: сперва ты подашь мне руку, потом я подставлю тебе ногу.
Влодзимеж Счисловский

Если кто нибудь от кого нибудь (от человека, учреждения, правительства) получил взятку, тепленькое местечко или другое даяние, то он благодарен давшему не только по соглашению, из лояльности или из вежливости, но даже идейно, по убеждению, – за что уже не заплачено.
Кароль Ижиковский

Размеры моей благодарности будут безграничны в пределах разумного.
Семен Альтов

Взаимоотношения усложнились: ты – мне, я – ему, он – тебе.
Семен Пивоваров

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам.
Сомерсет Моэм

Благодарность приятна вовремя.
Менандр

Благодарность большинства людей – не что иное, как тайное желание получить побольше выгоды.
Ф. Ларошфуко

Благодарность подобна добросовестности купцов: мы расплачиваемся не потому, что считаем несправедливым не остаться в долгу, а чтобы легче найти потом людей, которые могут нам одолжить.
Ф. Ларошфуко

Личная благодарность есть более или менее выгодное помещение капитала, обещающего хорошие проценты, и потому ее следует отнести не к области нравственной философии, а скорее причислять к разряду коммерческих предприятий.
М. Нордау

Нет более мимолетного чувства, чем благодарность.
X. Маккей

На долг благодарности набегают проценты обязательств.
У. Зыбура

Почти все люди охотно расплачиваются за мелкие одолжения, большинство бывает признательно за немаловажные, но почти никто не чувствует благодарности за крупные.
Ф. Ларошфуко

Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.
Н. Шамфор

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. ("Еванг. от Матф.", гл.VI, ст. 1-4.)

О том, что делая добро не стоит ожидать взаимности и благодарности говорили многие, к примеру Эпикур, но никто, кроме Бога в Священном Писании так и не сказал для чего и зачем нужно что-то делать хорошее.

Итак, в Библии пишется, что нужно делать добро, не ожидая взамен, а за свои поступки мы будем вознаграждены от Бога.

И действительно, большая проблема в нашем обществе - это та, что очень много людей, на самом деле, имеют хорошо развитое Super Ego, т.е. моральные аспекты, должное воспитание от родителей и от старых, добрых песен с текстами "твори добро по всей Земле". Но проходит время и люди "ломаются". А все это происходит по одной, простой причине и большой ошибке - они ждут, что от других будет благодарность. Одни хотят, чтобы их хорошо отблагодарили, другие хотя бы малейшей, положительной реакции. Но когда этого не происходит, человек не просто перестает делать добро, а иногда и меняться, но в худшую сторону. На этой почве у ранимых людей понижается самооценка, они становятся замкнутыми и не пытаются вообще иметь дело с кем-то либо, считая себя и свои поступки никому ненужными. Другие становятся более жесткими, и на просьбы о помощи могут реагировать, скажем так, негативно. Конечно, стоит учить детей с детства, чтобы они были благодарными, однако тут получается замкнутый круг: если ребенка не отблагодарят, он будет считать, что других благодарить так же не надо или же, в ином случае, ему будет не приятно говорить "Спасибо", когда ему этого никто не говорит. Поэтому, мы не можем заставить всех людей быть благодарными, но те, кто хочет творить добро, кто ещё не замкнулся в себе или кто хочет быть полезным, а значит быть морально и духовно развитым человеком, что есть большим плюсом, должны думать о том, что самое главное - это то, что делаешь ты , а не то, как на это реагируют другие . Человек должен понимать, что прежде всего его дела имеют положительный результат , а значит они небесполезны и все эти дела видит Бог.

Если человечество забудет о благодарности со стороны другого и будет делать только ради хорошего результата, что и должно, собственно, быть мотивацией для хорошего дела, то в мире никогда намного меньше таких проблем, как: эгоизм, обида, замкнутость. Люди сами, постепенно, захотят сказать "Спасибо!" за помощь, потому как делая добро, они поймут, насколько это важно. А когда каждый человек замыкается в себе после того, что не получил благодарно ответа, мир становится злым и жестоко эгоистическим.

Всегда творите добро и никогда не забывайте сказать простое "СПАСИБО!".

Всевышний Аллах создал людей, чтобы они поминали Его. И Он даёт им удел, чтобы они благодарили Его. Несмотря на это многие люди поклоняются не Ему и благодарят не Его, потому что человек по природе своей склонен забывать добро, которое ему делают, и не замечать благ, которые обильно дарует ему Господь.

Поэтому не удивляйся, если люди никак не отреагируют на добро, которое ты им сделал, и не заметят услуг, которые ты им оказывал с искренним желанием помочь. А может, даже проявят враждебность и поведут себя так, будто ты никогда не делал им ничего хорошего, поджав губы и метнув на тебя злобный взгляд. А всё потому, что ты поступил благородно и сделал им добро: «Они мстят только за то, что Аллах и Его Посланник обогатили их из Его щедрот» (9:74).

Посмотри вокруг, загляни в прошлое, и ты непременно обнаружишь там историю отца, который кормил и воспитывал сына, учил его, не спал по ночам, чтобы спал он, голодал, чтобы он ел досыта, уставал, чтобы

отдыхал он… А когда сын вырос и стал юношей, отец не увидел от него ничего, кроме неуважения, упрёков, пренебрежения, жестокости и презрения.

Пусть же те, кто не дождался от людей благодарности за свои добрые дела, успокоятся и подавят своё разочарование. Тех людей, которые не умеют благодарить, можно только пожалеть. Но сокрушаться не о чем, ведь

у Всевышнего награда не иссякает. Его сокровищницы всегда полны.

Это, разумеется, не означает, что нужно перестать помогать людям и делать им добро. Просто ты должен быть готовым к тому, что тебе не ответят благодарностью, и тебя не должно огорчать такое поведение людей и то, как они могут отнестись к тебе.

Делай добро ради Всевышнего, и ты преуспеешь в любом случае. Тебе не повредит неблагодарность, высокомерие и грубость людей. Восхвали Аллаха, ведь ты творишь добро, а рука подающая, как известно, лучше просящей: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (76:9).

Многих поражает чёрная неблагодарность, которой некоторые люди встречают благие деяния. Как будто они не слышали слов Всевышнего, который точно описал этот тип людей: «Когда же Мы избавим его от напасти, он продолжает [вести себя так], как будто и не молил Нас спасти его от напасти. Вот как приукрашены для преступающих их деяния» (10:12).

Не удивляйся, если подаришь невеже и глупцу ручку, а он напишет ею оскорбительный стишок о тебе же. И не удивляйся, если подаришь подобному человеку палку, чтобы он опирался на неё и пользовался ею, когда пасёт своих овец, а вместо благодарности получишь удар ею

по голове.

Не удивляйся этому! Если большинство людей не благодарят своего Творца и Подателя благ, то стоит ли ожидать, что они будут благодарить тебя?

Из книги Аид а ибн ‘Абдуллах аль-Карни « Не грусти! Рецепты счастья и лекарство от грусти»

Не ждите благодарности

Как часто вы благодарите других людей? Имеете ли вы привычку или даже потребность благодарить за любую мелочь или, наоборот, предпочитаете обесценивать чужую помощь, только бы не нести груз благодарности?

А, может быть, в вас в той или иной степени сочетаются обе черты: например, благодарить чужих людей за пустяк, но обесценивать значимую помощь близких людей?

Задавались ли вы вопросом, почему так происходит? Почему люди часто не видят или не хотят видеть добрые намерения по отношению к ним? Почему так часто человек, принесший большую пользу, в итоге становится объектом обвинений и оскорблений того, кому он помог?

Для начала - притча.

Шли по дороге два странника. У каждого за плечами был свой мешок обид, ссор, горестей и неудач. Долго они шли, пока первый не решил присесть-отдохнуть:
- Друг, помоги. Мне так тяжело, что дальше я идти не могу.

И второй странник помог: часть содержимого переложил в свой мешок, часть выбросил в речку, часть облегчил участием и советом. В итоге обоим стало легко идти.

Первый странник сбросил с себя оставшиеся пожитки и убежал. А второй пошел следом. Вскоре видит: друг его еле плетется впереди, а за плечами у него огромный тюк. Сам же он (первый странник), пылая от злости и ненависти, набросился на второго:
- Зачем ты помог мне? Мне теперь еще тяжелее, чем раньше! (В мешке его была благодарность)
И, с этими словами, первый странник сбросил свой груз и снова убежал. А второй еле поплелся дальше - мешок его потяжелел в несколько раз.

На пути он встретил мудреца. Удивленный и раздосадованный несправедливостью, странник рассказал мудрецу о случившемся и спросил, почему так произошло?

Вот что он услышал в ответ:
- Друг мой, когда ты помог своему попутчику, ты избавил его от многих невзгод. Однако одновременно ты взвалил на него груз благодарности. А эта ноша посильна не каждому. Многие пытаются избавиться от нее ненавистью и злобой.

Друзья, каждый поймет эту притчу по-своему. Лично я часто сталкивалась с подобным на работе, когда я, помогая коллеге делать ее работу, оказывалась «крайней», да еще и сама начинала чувствовать себя виноватой. Пришлось учиться говорить «нет».

Я не утверждаю, что никогда и ни при каких условиях не нужно помогать людям.
Утверждаю одно: если помогаешь, не жди ответной благодарности. Наоборот, поблагодарите человека за возможность ему помочь и тем самым почувствовать себя хорошим и нужным (в конце-концов, это и есть основной мотив помощника, хотя многие его не осознают).

Вы, во-первых, снимете с него груз благодарности и оставите только теплые чувства к вам, а, во-вторых, не почувствуете разочарования в случае отсутствия ответной реакции.

У нормальных, психически здоровых людей есть такая потребность ума и нашей личности - в признательности и благодарности. В нормальном мире, если вы делаете что-то просто так, значит с вами не всё хорошо или вы забыли обозначить своё желание. Есть всё-таки привязка к результату, эмоциональной отдаче, называемой в психологии обратной связью. Мы все люди и имеем потребность в признательности и благодарности как отклик на совершаемые действия.

22-й, последний завет тренировки ума в буддизме. Не жди благодарности.

Но мы-то с вами пытаемся духовно расти и совершенствоваться. Только то, что делается от сердца, расширяет и наполняет нас: прощение, давание, служение, дружелюбие, великодушие, щедрость. А всё, что мы делаем «для того, чтобы…» - это покупка, товарно-денежные отношения.

Есть такой термин в исламе - "нафс". Под ним обозначается животная (страстная) душа человека. Она всегда следует за прихотями тела, повелевает человеку только исполнение плохих деяний. Нафс - общий враг для всех людей.
Так вот, характерный показатель того, от сердца вы делаете или от нафса - ожидание благодарности, внимания, поощрения.

Мы легко верим, что практически всё, что делаем, это от души, однако ждём отклик от ребёнка, подруги, мужа, коллеги. Может и не ждём рукоплесканий и диферамбов, но ожидаем, что нас заметят, выделят в окружающем мире.

Обратная связь в форме эмоций радости - это нормально. Вы помогли - человеку стало легче. Если то, что вы сделали, не изменило состояния человека, тогда просто непонятно, нужна ли ему помошь, в радость ему или в тягость. По крайней мере, вы не ждёте выделения вас на общем фоне или, ещё хуже, внутренне не обязываете к обратному действию, если и не сейчас, то завтра обязательно.

Плохо, если вы ждёте обозначения незаменимости для человека. Есть ещё и ревность к тому, что кто-то другой проявляется в отношении него больше, чем вы. Снижается самооценка. Какого хрена… кто-то, моему ребёнку, подруге, осмеливается помогать?!

Это показывает эгоистичность нашего действия в отношении человека. Оно шло не от сердца, а от эго, от нафса.

Допустим, к вам обратились за помощью (подстричь, покрасить, сделать проект, написать статью, приготовить блюдо). Если подпиталась ваша важность, а человек в следующий раз вас не зовёт, а обращается к кому-то другому за помощью или советом, то у вас возникает чёткое ощущение дискомфорта, несправедливости, раздражения. Тоненькая змеюка. Эта обида - показатель того, что нафс подмешался в то, что вы делали в отношении человека. Вы ожидали стать незаменимым для него в качестве его парикмахера, помощника, уважаемого автора, подруги, кулинара.

По-разному бывает. Вы можете прекрасно сделать свою работу и не понравиться заказчику. Не стреляться же от того, что вас не только не отблагодарили, а ещё и охаяли за углом. Это же люди. Это нормально. Вы же не знаете, в каком состоянии пришёл к вам человек. Весь ваш труд может не закончиться благодарностью. Ждать её, тем более быть зависимым от неё - значит подвергать себя разочарованию и ощущению одиночества. Создаётся впечатление, что никому не нужно то, что вы делаете и ваше деяние имеет послевкусие разочарования.

Реально одарённые люди знают, что одно и то же ваше действие кем-то считается гениальным, а кем-то освистывается. Вы не можете создать в мире то, чем все будут довольны и счастливы. Такого не бывает. Мир дуален. Критикуют и великих Учителей и их произведения. Даже классики при жизни подвергались критике.

Если в проявлении любви и творчества вы ждёте не эмоциональной обратной связи, как отклика, а позитивной оценки, рано или поздно вы вообще прекратите проявлять добрые дела, предадите свою душу и самих себя, потому что не получили у людей (учеников) ожидаемой признательности и одобрения.

В любви вы даёте от себя. Если вы ожидаете стать для человека незаменимым, рано или поздно вас постигнет разочарование.

Есть очень хорошая пословица: не существует неблагодарных детей, есть глупые родители, ожидающие благодарности. Вы вложили в них то, что могли и хотели.

Даже если вам кажется, что вы делаете что-то ради человека, на самом деле вы делаете ради себя. Вы по-другому не можете. Любите вы так, как любите только вы. Вы проявляете щедрость так, как проявляете только вы. Вы проявляете свою заботу потому, что вас разорвёт, если вы её не проявите. Это не эгоизм.

Давая и выражаясь, вы укрепляете свет внутри себя. Даже в кошмарном сне вы не должны предполагать, что обязываете человека на такое же отношение к вам. Только так то, что вы делаете, приобретает смысл. Когда вы работаете на публику, будьте готовы к тому, что вам будут рукоплескать, но найдутся и те, кто закидает вас камнями. Готовьтесь к этому. Иначе не может быть.

Вы делали что-то для человека, но в том, что вы делали, вы уже и приобрели. Самое кощунственное - упрекать человека, ребёнка, мужа, жену, подругу тем, что вы ради него сделали. Присутствие в вашей жизни этого человека дало вам возможность это проявить. Ему уже за это можно памятник поставить.

Многие слышали в свой адрес упрёк: как это так, я тебе всё, а ты… Не обижайтесь. Это их право так считать. И не надо их переучивать. Иначе просто отторгнете их от себя.
А убив в них желание с вами сотрудничать (или просто иметь дело), вы потеряете близких (нужных) вам людей.

К знакомому батюшке как-то подошла прихожанка с вопросом: «Батюшка, можно я не буду делать добрые дела?» На лице священника отразилось недоумение. «Дело в том, – пояснила прихожанка, – что как только я начинаю делать добрые дела, у меня сразу начинаются , а как не делаю, так всё в порядке. Так может, мне их совсем не делать?» «Ну что ж, надо подумать», – ответил батюшка. И после того, как они вместе подумали, прихожанка стала делать еще больше добрых дел.

Мы часто надеемся, что, совершая доброе дело, непременно получим взамен тоже добро. Встречая подлость, обман, немилосердие, мы приходим к досадному разочарованию: «Как же так? Я от души старался ради других, а мне взамен такое!» Расчет на благодарность непременно обернется разочарованием.

И, увы, именно так и должно быть. Таково правило жизни, а не исключение. Если же мы ожидаем чего-то другого, то значит, мы невнимательно читали Евангелие: «Если любите любящих вас, какая вам за то ? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 32–36).

Вообще, говоря о подлинной любви к людям, всегда важно помнить, что эта любовь бескорыстная. А это значит, что, помогая ближним, мы не должны чего-либо ждать взамен.

Господь Иисус Христос говорит об этом так: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови , увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14: 12–14). Конечно, слова Христа вовсе не означают, что нам возбраняется угощать обедом родных и близких, но Господь призывает нас к большему – являть в отношении к другим людям такую любовь, которая не руководствуется земными расчетами.

В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода.

В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода, когда ты не терзаешься внутренне: «Да когда ж меня отблагодарят?», а радуешься, помогая другим, и в этой самоотдаче обретаешь простор сердца, какой-то внутренний источник чистых и светлых чувств. В этой связи милосердие становится вполне понятно и естественно в жизни христианина: он не может не делать добро, что бы ни происходило.

Вспомним пример , которая во время Первой мировой войны брала на себя в больнице самую трудную работу, ассистировала при операциях, делала перевязки, всячески утешала раненых и стремилась облегчить страдания больных. Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции. Каково же было земное воздаяние за всё это? Глубокой ночью 18 июля 1918 года великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, то она произносила молитву, дарованную распятым на кресте Спасителем: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

Она стала усиленно молиться. И произошло чудо – родители бросили пить. Но начал пить ее сын.

А вот история нашего времени. Одна женщина после смерти супруга с трудом воспитывала ребенка. Ей удалось устроиться на предприятие богатого человека, где она числилась вроде бы в месте привилегированном – в отделе кадров. Но реально работать там не пришлось: хозяин попросил ее сидеть со своими двумя маленькими детьми-погодками. Здесь раскрылись ее воспитательские таланты. Только вот хозяева постепенно начали деградировать. Постоянные вечеринки и фуршеты, свойственные многим богатым людям, пристрастили их к алкоголю, причем не только отца детей, но и мать. Они всё чаще оставляли детей на попечение драгоценной няни, летом вообще покидали их и улетали в заморские края. Няня, видя, что пагубное пристрастие к алкоголю безжалостно вторгается в жизнь родителей воспитываемых ею деток, стала усиленно молиться. Жалея особенно малышей, она молилась горячо, с надеждой и крепкой верой. Произошло чудо – родители бросили пить, бросили окончательно. Не менее удивительно оказалось и то, что после этого начал пить ее собственный сын. Вместе с тем платили за работу скудновато. Настал момент, когда она решила уйти, но мать детей, узнав об этом, упросила ее остаться. «Без вас мы погибнем», – сказала она и стала теперь каждый месяц доплачивать няне. Через какое-то время узнал о доплате и сам хозяин. Выйдя из себя, он тут же уволил ее с работы, причем пенсия у нее оказалась самая мизерная.

Так о страждущих, увенчавшаяся успехом и повлекшая искушения в личной жизни, была отблагодарена жестокостью. Для христианина в этом нет ничего удивительного. К чужой злобе по отношению к нам, к чужим зложелательствам, подобным шипению ядовитых змей, надо относиться не просто спокойно, а даже с некоторым пониманием. Как еще поступать человеку, лишенному света Евангелия? Только как ходящему во тьме. А кто во тьме ходит, тот «не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2: 11).

Подлинный христианин помогает нуждающимся и бедствующим просто и естественно, не замечая творимых им добрых дел: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Он помогает так, как если бы это было для него самого необходимо.

«Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), – говорит Спаситель. Увы, мы часто хотим если и давать, то так, чтобы потом за это принимать, и принимать с излишком. К сожалению, помощь может быть и эгоистически расчетливой, и лукавой – для самооправдания.

Кто имеет подлинную , тот делает добро, не задумываясь о воздаянии, являя в себе образ Господа, Который всё дает людям даром. Не имеющие любви подсчитывают, кто кому больше должен. Это уже не дар, а расчет и оплачиваемая услуга. Такой человек, сделав другим что-то даром, пытается как бы купить их свободу, чтобы они отрабатывали за его помощь, ожидает в ответ чего-либо, как процентов за вложенные деньги в банк.

Христианин – это тот, кто совершает добро только лишь потому, что и не может не делать добра. Это его обычная естественная жизнь. «Тогда-то и бывает истинная и искренняя любовь, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно бесполезны для любящих», – говорил святитель Иоанн Златоуст.

А Господь Иисус Христос по этому поводу учил так: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 7–10).

Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом.

Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом. делает добро ради самого добра, не ожидая похвалы или награды, а поскольку источник подлинного добра – Сам Бог, то земная неблагодарность не значит ровным счетом ничего, кроме того что помогает еще раз вспомнить про ценности вечные. Делая ради Христа, мы и можем получить лишь от Христа, и то, если душа наша будет того достойна.

И еще один важный момент. Делая ради любви, христианин получает награду в самой любви, потому что иметь любовь – это уже великое счастье, что подтвердит всякий, кто хоть однажды в жизни испытал настоящую любовь.